Точный барометр экономики

Местной торговли слишком рискованно вариться в собственном соку, особенно перед вступлением России во Всемирную торговую организацию. Не успеешь оглянуться, как отстанешь безвозвратно. Неудивительно поэтому, что такой большой интерес вызвала состоявшаяся в конце прошлой недели в администрации края конференция “Торговля Дальнего Востока: состояние и перспективы” с участием московских компаний.

10 июнь 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1372 от 10 июнь 2003

Местной торговли слишком рискованно вариться в собственном соку, особенно перед вступлением России во Всемирную торговую организацию. Не успеешь оглянуться, как отстанешь безвозвратно. Неудивительно поэтому, что такой большой интерес вызвала состоявшаяся в конце прошлой недели в администрации края конференция

“Торговля Дальнего Востока: состояние и перспективы” с участием московских компаний.

Понятно, что у москвичей был свой резон выйти на такую аудиторию. В зале присутствовали представители торговли со всего Приморья, из Хабаровска, Южно-Сахалинска, а это

– потенциальные партнеры по бизнесу. Но послушать специалистов из столицы о механизме лизинга по приобретению торгово-технологического оборудования, франчайзинговых схемах продвижения торговой марки на рынок, организации инфраструктуры территориально-распределительной сети и других вопросах было действительно полезно.

Торговля, как известно, точный барометр экономики. Любопытны с этой точки зрения многие приведенные на конференции факты. По информации вице-губернатора Приморья Юрия Попова, за последние два года в крае открылось более 700 магазинов, 300 оптовых складов, 100 предприятий общепита. В день покупателям реализуется товаров на 130 миллионов рублей. Рост товарооборота - резкий. В какой-то степени это свидетельствует о повышении нашего уровня благосостояния, но ведь заметно больше получать мы вряд ли стали. Значит, торговля все смелее легализуется. Доля частного сектора в отрасли составляет 90 процентов, и в частных фирмах бесспорно лучший менеджмент и самое эффективное управление.

С 11 до 5 миллиардов рублей сократился за последний год товарооборот рынков. По мнению заместителя председателя комитета торговли и защите прав потребителей администрации края Светланы Чистоклетовой, объясняется это отнюдь не их притеснением. Выбор остается за покупателями, которые предпочитают делать покупки в цивилизованных магазинах. Симптоматично, что лидерство по продажам сдала лекарственная группа товаров, зато на передовые позиции вышли компьютерная техника и средства связи. Внушает также оптимизм, что покупатели готовы платить за продукты местного производства даже больше, чем за импортные, понимая, что они и полезнее, и вкуснее. В целом доля импорта остается большой, но уже есть примеры, когда он сдает позиции. Например, продажа телевизоров зарубежных фирм за короткое время сократилась в 6 раз, стиральных машин

– в 4 раза. В немалой степени этому способствовало то, что уверенно заявили о себе местные производители.

Однако обольщаться, конечно, рано. По уровню торговли за столицей нам еще тянуться и тянуться. По оценке одного из главных организаторов конференции заместителя генерального директора московской компании

“Олексхолдинг” Юрия Русакова, от европейской части России мы отстаем не меньше, чем на 3-4 года. Для мобильной и быстро развивающейся отрасли это солидная дистанция. А ведь кто сегодня не успел, тот завтра уже опоздал. Слишком острая конкуренция.

Автор: Надежда БРАЖИНА, «Владивосток»