Мы сами избрали такого мэра

Справка “В”. Владимир Житков 4 месяца проработал в “команде” избранного главы администрации Владивостока Виктора Черепкова в должности заместителя по жилищно-коммунальному хозяйству, опыт управления которым имел достаточно солидный и успешный. Достались Владимиру Ивановичу месяцы самые трудные в году - зимние. Судя по тому, что владивостокцы более или менее благополучно пережили морозы, ответственный за это справился со своей задачей вполне. И все же решил распрощаться с мэрией и ушел от В. Черепкова, как и другие его замы - известные в крае специалисты Чернянский, Бутов, Набиев, Ефремов...

16 май 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №137 от 16 май 1997

Справка “В”. Владимир Житков 4 месяца проработал в “команде” избранного главы администрации Владивостока Виктора Черепкова в должности заместителя по жилищно-коммунальному хозяйству, опыт управления которым имел достаточно солидный и успешный. Достались Владимиру Ивановичу месяцы самые трудные в году - зимние. Судя по тому, что владивостокцы более или менее благополучно пережили морозы, ответственный за это справился со своей задачей вполне. И все же решил распрощаться с мэрией и ушел от В. Черепкова, как и другие его замы - известные в крае специалисты Чернянский, Бутов, Набиев, Ефремов...

* * *

А уходят замы потому, что работать только на чей-то авторитет ни к чему. А другой “сверхзадачи” не ставится. И я пришел в мэрию с задачей просто работать: обеспечивать жилищно-коммунальное хозяйство города. Но, оказалось, с Черепковым делать это хорошо невозможно.

Не могу сказать, что совершил ошибку, поработав в администрации города. Я далек от желания как-то превознести себя, но все-таки и за мной числится толика сделанного на благо горожан: в самые сильные морозы город не замерз, была устранена в кратчайшие сроки авария теплотрассы. Началось реформирование жилищно-коммунального хозяйства. Так что те 4 месяца ни для себя, ни для города бесполезными не считаю. С удовольствием и сегодня работал бы там, если бы видел, что амбиции мэра направлены на дело.

Как таковой команды нет. В мэрию люди пришли либо заработать на хлеб насущный, либо удовлетворить свои личные амбиции, либо попробовать во власти поработать, либо кому-то досадить, например, краевой администрации. Так что команды не существует. Нет самого главного: нет идеи, нет цели. А если их нет, то вокруг чего можно объединиться? И сегодня единственная деятельность аппарата - на “Его” личный авторитет, на “Его” личные амбиции.

С 1 октября, с момента возвращения В. Черепкова в должность, в городе практически ничего не сделано, за исключением развязки на Луговой. Строительство не идет, дороги развалены, система социальной защиты порушена. Кое-как оплачивается работа учителей и врачей, да и то только потому, что вокруг этой проблемы сосредоточено людское внимание.

Если говорить о решении о выплате добавки в 200 тысяч рублей к пенсии некоторым категориям пенсионеров, то ее введение финансово ничем не подкреплено - ведь в бюджет она не заложена.

Городским хозяйством практически никто не занимается. Если замы раньше вели вопросы экономики, отраслей хозяйства, то сейчас эти должности почти все сокращены.

Слишком много словесной демагогии, и самое страшное - везде полуправда. Вроде бы посылы и неплохие, но они никак не претворяются в жизнь. Взять историю с той же аварией на теплотрассе, когда по городу прорвало много систем отопления домов. С Черепковым я ездил на место аварии, с пострадавшими говорил. Созданы были комиссии, подготовлены документы в МЧС на оказание помощи населению. Была предложена помощь от краевой администрации, но от нее мэр отказался. И так же, как и любое начинание, - эта акция началась красивыми словами и закончилась нулевыми результатами.

Вот такой еще пример полуправды. На всех углах кричали, что Виктор Иванович является защитником угнетенных и обездоленных. Но сегодня неработающему населению мэрией не оплачиваются медицинские полисы, пенсионеры не могут получить элементарного лечения, взять, кому положено, бесплатные лекарства.

А происходит это потому, что нереально оцениваются возможности города. А раз нет оценки, значит, невозможно принять правильное решение.

Такой пример. Черепков рассказывает, что обеспечивает город топливом, что дает шахтерам зарплату. Но правда в том, что город потребляет энергии в 12-15 раз больше, чем она оплачивается поставками топлива. А население постоянно призывается не платить за тепло, горячую воду и электроэнергию. Так мог бы говорить руководящий городом человек, у которого нет долгов перед энергетиками. А они только из бюджета составляют более 300 миллиардов рублей! Между тем глава города (!) всех настраивает - не платить. А это в конечном счете приведет к полному параличу систем жизнеобеспечения Владивостока.

Еще одна полуправда - выплата шахтерам Павловского угольного разреза зарплаты, это 5 млрд. в месяц, и примерно на 2 миллиарда рублей - за дизельное топливо. Я вначале думал, это чтобы поддержать шахтеров в период сложностей с зарплатой. Вроде посыл и неплохой. Но из более чем 30 миллиардов за поставляемый на ТЭЦ-2 уголь в месяц оплачивается только 7 миллиардов. Остальная оплата идет за счет АО “Дальэнерго”. А народу объясняется, что мэрия полностью закрывает своими деньгами потребность в угле. Таким образом, вопрос не решается. Нарыв загоняется внутрь. Видимо, расчет на то, что в конце концов на “Дальэнерго” население подаст в суд за некачественное теплоснабжение и отключение электроэнергии и все долги города спишутся.

Долг-то нарастает, и эффективных мер к погашению и выходу на нормальные взаимоотношения с производителями энергии не предпринимается. А потом кричат: “Кто-то выключает город!”, “Почему город не полностью обеспечен?”

На меня вначале, как и на многих других, Черепков произвел впечатление нестандартно мыслящего человека. Трудно сразу понять человека, когда постоянно имеешь дело с полуправдой. Ложь легче распознать, чем полуправду. Но уже через месяц я стал убеждаться: Черепков принимает не столько нестандартные, сколько дилетантские решения. Их еще надо как минимум организационно оформить и обеспечить выполнение, чтобы они претворялись в жизнь.

Блестящий показатель того, что человек работает сам на себя, - газета “Приморье”. Если вы смотрели ее внимательно, то наверняка заметили, что она посвящена одной личности, а не проблемам города. Не решению этих проблем, а восхвалению Черепкова. Ну кому она нужна, эта газета? Она вроде бы бесплатна для потребителя. А на самом деле 2,5 миллиарда рублей, тратящиеся на эту газету, отдаются только для того, чтобы печатать портреты Черепкова и его высказывания. А ведь можно было потратить эти деньги с умом: оплатить те же полисы неработающему населению.

В прошлом году в первом квартале в бюджет города поступило 280 миллиардов рублей. А в этом году - 230. Нужно правильно оценить финансовые возможности: вот это мы делаем, а то - нет, на это денег хватает, на это - нет. Город погряз в долгах, по вине ли Черепкова или нет, но нужно из этого положения выходить: брать кредиты, выпускать городские займы, в конечном счете что-то продать из имущества города, решать эти вопросы в краевой администрации и правительстве России, а не ездить в Москву только за тем, чтобы отменить выборы и получить мнимую поддержку в продолжающемся развале города.

Виктор Иванович много говорит о мерах, которые приняла мэрия по организации ярмарок. Да, разговоры об этом есть, но ярмарок настоящих как таковых нет.

Функционировала служба социальной защиты, она заслужила добрые отзывы горожан. Зачем было ее разгонять и создавать новую? Та разогнана, а новой нет. А подается - как вроде великая забота о людях. Еще. Был хороший санаторий-профилакторий для пенсионеров Фрунзенского района. 150 миллионов рублей в месяц все это стоило. Его закрыли, и только усилиями администрации Фрунзенского района он вновь заработал.

Много велось разговоров о бесплатном проезде на городском транспорте и фиксированной цене на хлеб. Они закончились вместе с отменой референдума об Уставе города. Это значит, что опять - полуправда, так как в бюджете нет денег, не выделяются даже те дотации, которые вместе с платой за проезд должны обеспечивать работу общественного транспорта, а он сегодня на грани остановки.

В послании президента России реформирование системы жилищно-коммунального хозяйства означено как одна из основных задач оздоровления экономики страны. Эта работа в городе была начата не с позиции повышения стоимости квартплаты и коммунальных услуг, а перехода от затратных механизмов к рыночным, что в конечном счете должно было дать значительную экономию как бюджетных средств, так и средств населения. В мэрии создан комитет заказчика, который взял на себя сбор платежей с населения и распределение их между производителями услуг. Впереди демонополизация жилищно-коммунального хозяйства города, введение стандартов обслуживания и целый ряд других мер, направленных на реформирование. К сожалению, сейчас эта работа застопорилась. Есть два пути: или уменьшить сегодняшние затраты путем перехода к рыночным отношениям и навести порядок, или все расходы переложить на плечи населения и в результате ничего не получить.

На мой взгляд, будет абсолютно неверно идти только по второму пути и тем самым еще больше обездолить жителей города. Реформирование ЖКХ - это насущная проблема сегодняшнего дня, и от нее никуда не уйдешь.

Наши внутренние возможности, наши реалии в принципе соответствуют тем концепциям, что разработаны в центре, они абсолютно приемлемы у нас в крае и, думаю, дадут реальные результаты. Нужны лишь активные действия мэрии.

Городское хозяйство на глазах разваливается, населению оказывается минимум социальных услуг. Приостановить этот кризис, падение города в долговую яму, развал городского хозяйства и управления - дело горожан. Они, только они могут принять единственно правильное решение, кому доверить вести этот большой корабль под названием город Владивосток. Народ должен подумать о своем городе сам. Надо отказаться от той мысли, что кто-то придет и снимет Черепкова. Мы его избрали сами. Винить в этом нельзя ни президента РФ, ни губернатора. Поэтому горожанам нужно самим объективно оценить деятельность мэра.

Автор: Владимир ЖИТКОВ