В клешнях криминала

Рыбный бизнес, как и любой другой, где крутятся большие деньги, привлекает внимание криминальных структур, а те люди, которые в нем заняты, стараются по мере возможности и от налогов уйти, и закон нарушить - лишь бы прибыль была. Корреспондент «В» накануне Дня пограничника поучаствовал в рейде с людьми, которые пытаются противостоять рыбному криминалу.

27 май 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1364 от 27 май 2003

Рыбный бизнес, как и любой другой, где крутятся большие деньги, привлекает внимание криминальных структур, а те люди, которые в нем заняты, стараются по мере возможности и от налогов уйти, и закон нарушить - лишь бы прибыль была. Корреспондент

«В» накануне Дня пограничника поучаствовал в рейде с людьми, которые пытаются противостоять рыбному криминалу.

БОЛИВИЙЦЫ,

ОНИ ЖЕ - ПРИМОРЦЫ

Утром в понедельник, 19 мая, пограничный патрульный корабль

“Маньчжур” в юго-западной части Охотского моря в исключительной экономической зоне РФ задержал судно “Гамма”, шедшее под боливийским флагом на юг. На запрос: “Кто вы, куда идете и с каким грузом?” с “Гаммы” ответили: “Рефрижератор, идем в Корею, груз - пиломатериалы”.

Подобный ответ вызвал у пограничников легкое недоумение

– на “рефках” лес возить просто невыгодно, и шхуну решили осмотреть. Чувство юмора у экипажа боливийского судна имеется – на борту “Гаммы” пограничники и инспектора нашли пару десятков тонн “опилок” - так между собой промысловики называют краба-опилио. “Пиломатериалы” в наличии имелись, а вот документов на груз капитан не представил. То есть никаких свидетельств того, что краб выловлен законным путем, на момент проверки не было. Задержанную шхуну для разбирательства отконвоировали в Корсаков.

Утром 21 мая на борту транспортного

“Ан-24” ТОРУ ФПС России группу журналистов переправили в Южно-Сахалинск, далее автобусом до Корсакова и вот оно, боливийское судно “Гамма”, стоит на рейде, никуда не торопится. Пограничный катер уложился в четверть часа, чтобы доставить всех на шхуну.

Боливийцы в большинстве оказываются россиянами, приморцами и сахалинцами, то есть языковой барьер отсутствует. Несмотря на задержание шхуны пограничниками, настроение на

“Гамме” вовсе не подавленное. Команда, открывающая по просьбе инспекторов люки с шевелящимся морским деликатесом, охотно общается, шутит и острит по поводу нагрянувших неизвестно откуда представителей СМИ. Капитан, представившийся Алексеем Александровичем, на все вопросы отвечал скупо: “Не браконьеры мы, перевозчики, зафрахтованы японской компанией, название не скажу. Краба взяли в Японии, шли в Корею. Как оказались в Охотском море? Шут его знает, занесло”.

«ГАММА

» ПОГРАНИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Старший госинспектор Сахалинской морской инспекции Борис Тарабаров, находившийся в тот момент на

“Гамме”, заявил: “Пока не доказано обратного, мы считаем, что судно действительно является перевозчиком. Крабовые ловушки и средства добычи на шхуне отсутствуют, но, судя по некоторым признакам, недавно экипаж вел промысел. Моряки бороздили российскую экономическую зону, не предупредив Госморинспекцию и не уведомив пограничников. А подобное административное нарушение наказывается только штрафом. Если же мы докажем, что «боливийцы» при этом занимались промыслом, будут применяться уже другие санкции - вплоть до конфискации судна. Сейчас на «Гамме» отсутствует вся документация, вплоть до судового журнала”. Коллега Тарабарова из Приморской государственной морской инспекции Александр Кривошеев считает, что по результатам проверки краб будет выпущен в море. Он называет и примерную стоимость деликатеса на японском рынке: 17 тонн опилио и 2 тонны «синего» стоят не менее 150 тысяч долларов.

Разбирательство с

“Гаммой” может продлиться месяц, а при обнаружении дополнительных фактов и все два. Капитан “крабовоза” усмехается: “Все документы у нас в порядке. Дня через три-четыре дальше пойдем, нужные рычаги уже нажаты. Если бы не шумиха, если бы журналисты не понаехали, уложились бы тысяч в пять долларов штрафа. А теперь и до полусотни может дойти”.

«

ГАМОВ ХОТЕЛ ВСЕ ПОДМЯТЬ ПОД СЕБЯ»

Капитан

“Гаммы”, Алексей Александрович, даже за чаепитием под синего краба свою фамилию так и не назвал, но зато разоткровенничался: “Честно работать сегодня невозможно. Честных рыбаков сейчас нет, любого останови и найдешь нарушения. Квотная система настолько подкосила промысел, что если не хитрить, на жизнь не заработаешь. Квоты в первую очередь устраивают тех, кто в Москве. Пароходы стоят в портах, рыбаки сидят по домам, а ведь все работать хотят! Мое мнение – сделали бы, как в Японии: плати государству 10 тысяч долларов в месяц за пароход и выходи в море, лови что хочешь. Месяц прошел – еще плати. И никого не волнует, на ремонте ты стоишь или в море вышел. А у нас как? Стоит пароход на ремонте. Но только по документам. Так как средства контроля с судна сняты, пароход где-нибудь уже краба ловит или ежа. В Японии никакой судовладелец на такое художество не пошел бы - там строгие законы за браконьерство вплоть до тюремного заключения. А у нас так никогда не сделают, потому что деньги не в Москву пойдут, а в местных бюджетах осядут. И квоты в таком случае сразу же смысл потеряют. О Гамове что я думаю? Свои же его и заказали, пограничники или милиция, серьезным людям он особо не мешал. Пришел начальник со стороны, веди себя смирно, живи по общим законам. А он начал расширять поле своей деятельности, устроил тут, понимаешь, разборки. Сахалинские рыбаки под разными “крышами” ходят. У кого-то МВД, у кого пограничники, у кого ФСБ, у кого бандиты, все давно поделено. А Гамов решил всех под себя подмять. Я на Курилах с ним лично встречался, так он мне так сказал: “Я здесь закон”. Судно мое стояло там, мы просили разовый переход из Южно-Курильска в Корсаков, никаких правонарушений не было, все документы были в порядке. А Гамов заявил – пока десятку (10 тысяч долларов. – Авт.) не заплатишь, из порта не выйдешь. А по закону у него для этого никаких оснований не было. Он как делал, если не платили – вышел пароход в море, начинает промысел, тут проверка заявляется. Работать невозможно, весь день потерян. Следующий день все нормально, с утра начинаем работать, день пашем, а на следующий день опять проверка. Все, еще один день пропал. Жалко его конечно, чисто по-человечески жалко. Но зачем он на чужую территорию полез? И обгорел он от жадности, пытался из тайника на кухне деньги вытащить. Знаешь, сколько у него там было? Пятьсот тысяч долларов! (Забегая вперед, скажу, что о тайнике с деньгами на кухне главного пограничника Сахалина знает чуть ли не весь остров, только суммы варьируются от миллиона рублей до полумиллиона условных единиц. – Авт.). Якуту Гамов совсем не мешал, - продолжал свои откровения капитан “Гаммы”. - Если раньше “крышу” представляли двое, то сейчас, после того как Якута в Корее убили, остался только Мага. Я думаю, что скоро начнется передел собственности”.

ЛОБОВЫЕ СТОЛКНОВЕНИЯ И РИТОРИКА ПУТИНЫ

Мнение капитана задержанной шхуны, конечно, не является истиной в последней инстанции, но все равно заставляет о многом задуматься. Полковник Алексей Лобов, начальник территориального отдела

“Южно-Сахалинск” ТОРУ ФПС России, занимающий сейчас кресло покойного генерала Гамова, сказал: “Мы не отрицаем, что в нашей среде есть предатели, они везде есть. И обстановка, которая складывается на нашем участке в этом году, не дает нам надежд на то, что она будет менее сложной, чем в прошлом году. Прежде всего это связано с состоянием промысловой обстановки в Сахалинской области. Мы сделали определенные шаги, чтобы усилить контроль. По нашему представлению губернатором области было подписано постановление № 43 “О пограничной зоне в пределах Сахалинской области”, которое значительно облегчило работу инспекторам. Противников у этого постановления очень много. Дебаты продолжаются и сейчас, некоторые должностные лица продолжают лоббировать интересы рыбопромышленников, прежде всего иностранных компаний.

Были большие противодействия и со стороны консульств Японии, США, которые обращались даже в правительство РФ. А ведь постановление прошло согласование с 18 всевозможными инстанциями. Генеральная прокуратура РФ дала заключение, что постановление издано в полном соответствии с законодательством России. Все жители пограничной зоны и лица, прибывающие на эту территорию, должны получать пропуска и иметь их с собой. Сейчас мы точно знаем, сколько людей у нас вышло на промысел

Как бы там ни было, из-за несовершенства законодательства и длительности бюрократических процедур промысловая обстановка в Сахалинском бассейне остается сложной. Например, в 2000 году научный промысел по квотам начинался в апреле, а в этом году май заканчивается, а вопросы до сих пор не решены. Без промысла простаивают около 80 судов, и, естественно, их владельцы стремятся всеми правдами и неправдами выйти в море и заниматься незаконной деятельностью.

А между тем военные действия между пограничниками и браконьерами продолжаются. 20 мая в районе Курил задержано три судна, которые имели разрешение на промысел осьминога и ламинарии, а фактически добывали трепанга и ежа. Из 300 выпущенных местными пограничниками на промысел судов будут привлечены к различного рода ответственности 145. К сожалению, наше законодательство слишком мягкое, отмечают сахалинские пограничники, уголовные дела заканчиваются либо раскаянием капитана, либо условными сроками, без всякого штрафа в пользу государства. А ущерб при этом наносится колоссальный. Судно, подобное

“Гамме”, силовики называют “летучими голландцами”.

В этот список также попали

“Форцесс”, по которому прокуратурой области дело передано в Верховный суд РФ, “Танги”, “Коска” и “Пионер”.

“Огромное противодействие нам оказывают криминальные структуры, - сетует Алексей Лобов. - Я даю вам интервью в тот день, когда было совершено покушение на генерала Гамова. 13 мая уже этого года мы имеем аналогичный случай: неизвестные пытались забросить фальшфейер в дом начальника южнокурильской заставы, но все обошлось, стекло не разбилось. В прошлом году было пять нападений на инспекторов государственной морской инспекции. Расслабляться нам не приходится. Браконьеры пользуются вышеназванными законодательными неувязками и смело ведут свой промысел. Хотя я должен сказать, что большинство рыбаков Сахалина работают законно и легально. Есть и крупные добропорядочные рыбацкие фирмы, которые взяли шефство над военными кораблями. Те, которые не только помогают конфеткой солдату, но и вкладывают деньги в ремонт кораблей, оказывают спонсорскую помощь. С нашей стороны этим фирмам никаких поблажек нет. После убийства Якута мы ждем на острове криминальный передел собственности, и мы готовы к нему”.

Морские ресурсы во всем мире добываются как законно, так и в обход закона. В сегодняшней России за перевозку наркотиков дают серьезные сроки заключения, а за незаконную добычу тех же крабов просто налагают штрафы, которые браконьеры легко платят и так же легко возвращают потерянное. Законы РФ, как бы ни старались депутаты всех уровней, по-прежнему несовершенны и беспомощны против варварского разграбления биоресурсов. А там, где бессильны законы государства, в ходу один-единственный закон

– закон джунглей. Прав тот, у кого больше прав. Когда готовился материал, с Сахалина пришло сообщение о еще одном покушении. Теперь на заместителя военного прокурора пограничных войск области Евгения Фролова. Около 14 часов в пятницу в Южно-Сахалинске у здания военной прокуратуры неизвестный бросил в джип “Тойота Лендкруизер-Прадо”, принадлежащий Фролову, бутылку с зажигательной смесью. Самого заместителя прокурора в этот момент в машине не было. Расследованием инцидента занимаются следственные органы Сахалинского УВД, ожидается приезд из столицы сотрудников главной военной прокуратуры России. Будут ли они выяснять, откуда у заместителя прокурора взялся “Лендкруизер”, - вопрос риторический. Но не самый главный во всем этом противостоянии.

Автор: Андрей ГОРЯЙНОВ, «Владивосток»