Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Мегаполис

Образовательные спекуляции

К ситуации, сложившейся вокруг Владивостокской мореходной школы (ВМШ), расположенной в центре города на мысе Чумака и известной многим под емким названием “шмонька” (от “школа мореходного обучения”), наша газета уже обращалась. Было это в канун сессии краевого ЗС, в повестку дня которого (благовидно упрятав в “разное”) был включен и вопрос о судьбе этого учебного заведения. Факт сам по себе чудной и, как казалось поначалу, не стоивший выеденного яйца. Развитие событий показало, что мы, к сожалению, ошибались. Интрига здесь закручивается покруче многих. И есть, наверное, смысл теперь уже взглянуть на складывающееся положение вещей попристальней.

К ситуации, сложившейся вокруг Владивостокской мореходной школы (ВМШ), расположенной в центре города на мысе Чумака и известной многим под емким названием шмонька” (от школа мореходного обучения”), наша газета уже обращалась. Было это в канун сессии краевого ЗС, в повестку дня которого (благовидно упрятав в разное”) был включен и вопрос о судьбе этого учебного заведения. Факт сам по себе чудной и, как казалось поначалу, не стоивший выеденного яйца. Развитие событий показало, что мы, к сожалению, ошибались. Интрига здесь закручивается покруче многих. И есть, наверное, смысл теперь уже взглянуть на складывающееся положение вещей попристальней.

Подобные учебные заведения существовали при (давайте не забудем этот простой предлог. Авт.) пароходствах по всей стране с незапамятных советских времен. Строились они на средства судоходных компаний и за их же счет содержались. Чтобы не быть голословными, приведем выдержку из последнего в советские времена документа, который нам удалось найти. Это – “Положение о ВМШ ДВМП”, утвержденное Министерством морского флота СССР в 1988 году. В нем черным по белому среди множества прочих пунктов записано: “…Затраты на содержание ВМШ относятся на себестоимость перевозки грузов пароходства”. Это к вопросу о собственности, комментировать который далее, очевидно, не стоит.

В начале 90-х началась эпоха большой приватизации. Все было внове, опыта ни у кого никакого не было, и поэтому, разрабатывая свою программу приватизации, специалисты пароходства по каждому пусть даже самому мелкому поводу консультировались с вышестоящими органами. Оно и немудрено: приватизировалось не швейное ателье, а огромная махина, в состав которой входили на тот момент почти все (так-!) дальневосточные порты от Посьета до Певека, судоремонтные заводы, гигантская береговая инфраструктура, включающая в себя огромный жилой фонд, больницы, учебные заведения, детские сады, дворцы и дома культуры. Сделать здесь неточный шаг означало попасть впоследствии в бесконечную череду судебных тяжб и разбирательств. Не случайно в служебной переписке той поры постоянно встречаются служебные документы за подписями министра транспорта Ефимова, зампредседателя Госкомимущества Мостового, председателя краевого комитета по управлению госимуществом Токуленко. После долгих согласований, утрясаний и уточнений программа приватизации Дальневосточного пароходства была утверждена. Кстати, одним из ее разработчиков в ту пору был и нынешний министр транспорта РФ Сергей Франк, в то время работавший заместителем начальника пароходства. Совершенно естественно (и это не вызывало ни у кого вопросов), что вошла в программу и ВМШ как неотъемлемая часть пароходства.

Оговоримся, правда, что несколько лет спустя в стране был введен мораторий на приватизацию учебных заведений. Но! Как и в любой цивилизованной стране, в России действует жесткое правило: закон обратной силы не имеет о чем, впрочем, хорошо знает минимально грамотный человек. Забота же всполошившегося законодателя в принципе понятна бездумная сплошная приватизация могла привести (да и приводила порой) к элементарной ликвидации тех или иных образовательных учреждений. Здесь же (парадоксальный случай!) все получается с точностью до наоборот. Впрочем, мы, похоже, несколько забежали вперед.

Сменив государственную собственность на акционерную (читай частную), ОАО ДВМПпродолжало целиком содержать мореходку. Ее бухгалтерский баланс составной частью входил в баланс судоходной компании, последняя же выплачивала и все полагающиеся налоги, то есть вела все финансовые отношения с государством. Что было вполне естественно, потому что ВМШ как некая самостоятельная единица не относилась (и не относится) ни к министерству образования, ни к министерству транспорта, ни к департаменту науки и образования администрация края.

Параллельно, однако, стала развиваться странная тенденция число курсантов в последние годы неуклонно шло на убыль. Но это, как выяснилось позже, было еще полбеды.

В 2001 году решением наблюдательного совета ОАО ДВМПВМШ была реорганизована и отправлена на вольные хлеба”. Делалось это в русле продуманной единой политики, когда многим непрофильным подразделениям судоходной компании, содержать которые становилось все труднее, было предложено попытаться прокормить себя самостоятельно. По этому пути пошли и Дворец культуры моряков, и один из лучших в крае пионерских лагерей Юнга”, и та же мореходная школа. На базе ВМШ было создано негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования Владивостокская мореходная школа” (НОУ НПО ВМШ”). Учредителями его стали физические лица, которые выкупили часть имущества (мебель, часть оборудования), а комплекс зданий и строений взяли в аренду, о чем и был заключен соответствующий договор с пароходством. Срок этого договора истек 1 апреля 2003 года.

Задолго до смешнойдаты в ДВМПпоняли, что новая структура, мягко говоря, не тянет”. Поводов для такого понимания было более чем достаточно. Перечислять их все не хватит никакой газеты. Поэтому для краткости, а главное - для объективности ограничимся цитированием документа, подготовленного третьей и совершенно незаинтересованной стороной центром санитарно-эпидемиологического надзора: “…В соответствии с документами предельная численность обучающихся в течение года составляет: по профессиональной подготовке – 560 человек; по профессиональной переподготовке – 700; по повышению квалификации – 200; в сфере дополнительного образования – 8300 человек. На момент проверки профессиональную подготовку проходят всего 36 курсантов. Согласно договору аренды ОАО ДВМПпередано в аренду НОУ НПО ВМШ” 17 зданий жилого, учебно-производственного, складского и др. назначения общей площадью 7831,6 кв. м. В субаренду сдано около 47 процентов арендуемой площади. Девятиэтажное здание общежития практически не эксплуатируется по назначению. На 1 и 2-м этажах частично проживают сотрудники НОУ, на 3, 5 и 9-м этажах проживают иностранные граждане. Помещения 6, 7, 8, 9-го этажей северного крыла и 3, 4, 5, 6, 7, 8-го этажей южного крыла не эксплуатируются. В 5-этажном здании общежития на 3 и 5-м этажах также проживают иностранные граждане (главным образом КНР и КНДР). На 3 и 5-м этажах напротив туалетов приспособлены помещения для организованного приготовления пищи на 235 человек иностранных рабочих...…”.

Факты здесь приведены совершенно свежие” - проверка ЦСЭН проводилась не далее как в апреле текущего года. Цитировать акты можно было бы и дальше, но, пожалуй, сухой документ уже сказал достаточно для прояснения картины: образовательное учреждение превратилось в конкретнуюкормушку для его учредителей, причем именно образовательными остались только крышаи вывеска.

Понятно, что владельцу комплекса зданий ВМШ пароходству не сильно понравилось такое развитие событий. Еще в минувшем декабре арендатор был извещен, что по истечении договора аренды продляться он не будет. Параллельно ОАО ДВМПподписало соглашение с МГУ имени адм. Г. Невельского (бывшее ДВВИМУ) о том, что МГУ принимает на себя обязательства по подготовке молодых специалистов плавсостава, производит повышение квалификации специалистов и их обучение на спецтренажерах, а пароходство предоставляет Морскому университету для этих целей комплекс недвижимого имущества, принадлежащий пароходству на праве собственности, на мысе Чумака.

Наблюдая при этом откровенное нежелание НОУ НПО ВМШпокидать арендуемые помещения, пароходство обратилось в арбитражный суд с соответствующими исками о принудительном выселении. Вот здесь-то и берет свой старт компания образовательныхспекуляций, главной фигурой которых стал тезис о ликвидации морского образования во Владивостоке”. Смотри выше к делу оказалось подключенным даже краевое Законодательное собрание. Не припомнится, чтобы депутаты регулярно и активно вмешивались в хозяйственные споры. Здесь, однако, нашлись и время, и желание. Правда, происходило все это в весьма карикатурном виде. Сессия тогда планировалась двухдневная, но по ходу было решено рассмотреть все вопросы за день. Предпоследним заслушивался вопрос о судьбе одного из педучилищ. Заслушивался обстоятельно, около полутора часов, с выступлениями представителей всех заинтересованных сторон. Затем ближе к семи часам вечера, когда работоспособность даже самых талантливых народных избранников вызывает большие сомнения, всплыл вопрос и о ВМШ. Рассмотрение заняло три (так-!) минуты, выступить не дали никому, и усталое ЗС проштамповало обращение к арбитражному суду с просьбой не рубить сплеча”. Повторим: главным аргументом стала пресловутая ликвидация морского образования”…...

Что тут скажешь?!

...Недавно с коротким визитом во Владивостоке побывал министр транспорта РФ Сергей Франк. Вопрос об оценке сложившейся ситуации был задан ему прямо. Прямо ответил и министр: Я не хочу и не могу вмешиваться в хозяйственный спор, для этого есть другие инстанции. Могу лишь сказать, что совершенно однозначно за непрерывным образованием мореходная школа училище - университет стоит будущее. Владивостокское мореходное училище несколько лет назад уже вошло в состав МГУ от этого все только выиграли. Подобные процессы идут и на других бассейнах, и у нас нет поводов сомневаться в том, что это правильно. Повторю еще раз: будущее за непрерывным образованием”.

Вот, собственно, и вся интрига: с одной стороны, право субаренды и проживание сотен рабочих из Китая и Северной Кореи, с другой возможность действительного прорыва в морском образовании. Просто, как полено. Только не надо забывать, что за всем этим стоит еще и солидный комплекс зданий практически в центре Владивостока, да еще и на берегу. И здесь уже, вполне возможно, проглядывают плохо закамуфлированные имущественные интересы. Депутатские? Или чьи-то еще?…..

Автор : Андрей ОСТРОВСКИЙ, «Владивосток»

comments powered by Disqus
В этом номере:
Замки из песка

«В разных городах про всякие достопримечательности говорят: а это наше восьмое чудо света! Вот мы строим такое чудо для Владивостока», - Юлия Косолапова, учительница частной школы «Дарина», на минуту прерывает увлекательный процесс утрамбовки холодного песка, который должен вот-вот превратиться в волшебный замок-полумесяц. На фестиваль фигур из песка, впервые проводившийся во Владивостоке, она пришла вместе со своими учениками, сыном и дочерью.

В клешнях криминала

Рыбный бизнес, как и любой другой, где крутятся большие деньги, привлекает внимание криминальных структур, а те люди, которые в нем заняты, стараются по мере возможности и от налогов уйти, и закон нарушить - лишь бы прибыль была. Корреспондент «В» накануне Дня пограничника поучаствовал в рейде с людьми, которые пытаются противостоять рыбному криминалу.

Рановато расслабляться операм

В связи с переходом бывшего начальника Фрунзенского РОВД г. Владивостока Игоря Дышлового в краевое управление уголовного розыска руководство УВД Приморья назначило полковника милиции Ивана Когая, ранее возглавлявшего отдел внутренних дел Черниговского района, на вакантную должность.

Что ни двор – то вор

Каждый городской двор является отражением той жизни, которая царит в обществе. Это своеобразное маленькое государство. Здесь есть представители различных социальных статусов, профессий, наклонностей. Что ни город – то и норов, говаривали встарь. Примеряя поговорку к дворовому сообществу, можно дополнить эту фразу утверждением: что ни двор – то и вор.

Энергетики довольны собой и абонентами

Итогам прошедшего отопительного сезона и началу ремонтной кампании была посвящена пресс-конференция, которую в конце прошлой недели провел генеральный директор ОАО “ДВЭУК” Виктор Мясник.

Последние номера