Семь футов под килем – так моряки не говорят

Морская династия капитанов Пудовкиных – Александра Герасимовича и Юрия Александровича – охватила почти весь ХХ век. Легендарные пароходы «Колыма», «Сишан», «Индигирка», «Ставрополь», «Бурят», «Аквитания», «Войков», «Кемерово», теплоход «Ванино» - это далеко не полный перечень судов, на которых довелось работать Пудовкину-старшему и Пудовкину-младшему. Вот почему, когда в редакцию позвонил Юрий Александрович Пудовкин и начал свой разговор с вопроса: «Вы знаете, что выражение «Семь футов под килем» с точки зрения моряков полная нелепица?» - мы не могли с ним не встретиться.

23 май 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1363 от 23 май 2003

Морская династия капитанов Пудовкиных – Александра Герасимовича и Юрия Александровича – охватила почти весь ХХ век. Легендарные пароходы  «Колыма», «Сишан», «Индигирка», «Ставрополь», «Бурят», «Аквитания», «Войков», «Кемерово», теплоход «Ванино» - это далеко не полный перечень судов, на которых довелось работать Пудовкину-старшему и Пудовкину-младшему. Вот почему,  когда в редакцию позвонил Юрий Александрович Пудовкин и начал свой разговор с вопроса: «Вы знаете, что выражение «Семь футов под килем»  с точки зрения моряков полная нелепица?» - мы не могли с ним не встретиться.

Вот что он рассказал:

- Всю жизнь, сколько себя помню, существовало выражение: «Ну, не меньше фута тебе под килем!». Фут – 30 сантиметров. Этого вполне достаточно, чтобы судно держалось на плаву. Может быть, число семь появилось потому, что многие его считают счастливым.  Но тогда его следует  употреблять в переносном смысле. Например, я ничего не имею против названия ресторана -  «Семь футов».

Еще хочется раз и навсегда внести ясность в отношении  судна «Советский Союз». Это был самый большой «пассажир». Его длина составляла 205 метров, регистровый тоннаж – 20 тысяч р. т., скорость -16,5 узла. Он брал на борт 1424 пассажира.

Это судно было построено в 1924 году. В 1944 году его затопили немцы на Балтике. В Советский Союз судно  попало из Германии по репарациям. На Дальний Восток  пришло в марте 1957 года.

В 1982-м  его отогнали в Гонконг  и пустили на металлолом.  Хотя оно еще не один год могло послужить. Грустная судьба.

До войны судно имело два названия: «Ганза» и «Альберт Баллин», но никогда имени «Адольф Гитлер», как это принято сейчас говорить,  не носило.

Что касается  «Индигирки» - их у нас на Дальнем Востоке было по меньшей мере четыре. Первая – постройки начала ХХ века - имела бушприт. На ней работал мой отец. Вторая – «Индигирка» - лейка. Это  суда-грузовики с двумя сплошными трюмами, построенные в 20-х годах в США для Великих озер. Их длина составляла 76,5 метра, ширина – 13,5 метра, вместимость – 2700 регистровых тонн, мощность паровой машины, которая работала на угле, – 1500 лошадиных сил, скорость – 10 узлов.  Советский Союз закупил их около 20 штук. Они ходили на север, хотя ледовых подкреплений не имели. В декабре 1939 году на пути из Магадана в Приморье во время шторма и сильного снегопада «Индигирка» типа лейка села на мель  на северной оконечности острова Хоккайдо, на мысе Соя,  и затонула. Погибли около 700 человек.

Эта трагедия легла в основу повести Л. Князева «У врат блаженства».

Третья «Индигирка» была усиленным ледовым судном, построенным в Европе. Четвертая  «Индигирка» - рефрижератор, она работала в «Востокрыбхолодфлоте».

Эти и еще немало других интересных историй  из морской жизни Дальнего Востока  прошлого века можно узнать, прочитав книгу «ХХ век – век морской династии  капитанов Пудовкиных. Семейный альбом», которая сейчас продается в «Книгомире» (ул. Алеутская, 23).

Автор – капитан  Ю. А. Пудовкин всю свою жизнь хранил семейные и морские документы, фотографии, которые по прошествии времени стали  уникальными. И превратили альбом в поистине раритетное издание.

Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, «Владивосток»