Хранилища жизни

Уже скоро в России появятся новые медицинские учреждения - банки cтволовых клеток, материала, необходимого для лечения многих опасных болезней. Тот факт, что стволовые клетки находятся хоть и в малом количестве, практически во всех органах взрослого человека, коренным образом изменил представление ученых о способности нашего организма “починить” себя в случае “поломки”.

16 май 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1359 от 16 май 2003

Уже скоро в России появятся новые медицинские учреждения - банки cтволовых клеток, материала, необходимого для лечения многих опасных болезней. Тот факт, что стволовые клетки находятся хоть и в малом количестве, практически во всех органах взрослого человека, коренным образом изменил представление ученых о способности нашего организма “починить” себя в случае “поломки”.

Эти клетки способны при определенных условиях превращаться в нервные, костные, мышечные, кровяные. Долгое время считалось, что такими уникальными свойствами обладают только клетки эмбрионов.

Сегодня в России, как и во всем мире, ведутся эксперименты по созданию этих клеток, сокращающих омертвевшую после инфаркта сердечную мышцу, заживляющих ожоги на большой площади тела, наращивающих кость. Оказалось, что в костном мозге человека содержится в 10 раз больше стволовых клеток, чем в любом другом органе. Пересадку костного мозга уже давно применяют для лечения иммунодефицитов и злокачественных заболеваний крови, и во многих странах мира есть сегодня медицинские банки данных, где собраны сведения о потенциальных донорах костного мозга. Но есть еще один ценный источник стволовых клеток, образцы которого можно было бы собирать и хранить. Это кровь из пуповины, несколько десятков миллилитров которой выливается при рождении ребенка. Кровь эта содержит немало стволовых клеток, в основном кроветворных “предшественников”. Конечно, в пуповинной крови их меньше, чем в костном мозге, но зато они моложе, чем клетки взрослого организма, а значит, обладают лучшим потенциалом развития. Но главное, пуповинную кровь не надо специально забирать с помощью особого оборудования. Достаточно вовремя собрать ее после родов в стерильный пластиковый пакетик, затем провести анализ ее образца, заморозить с помощью жидкого азота и отдать на хранение.  В каждом штате США сейчас существует несколько банков пуповинной крови и костного мозга. В России подобных медицинских хранилищ никогда не было. С мая этого года в нашей стране будет введено лицензирование деятельности банков пуповинной крови. Вопрос этот рассматривался на заседании Экспертного совета Минздрава РФ по использованию новых клеточных технологий.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС

В России в ближайшем будущем возникнут как минимум два государственных банка пуповинной крови: один - федеральный, другой - созданный по инициативе правительства Москвы. Денег за хранение крови здесь, конечно, никто брать не станет. Банки будут общественными, донорскими. Туда собираются доставлять пуповинную кровь из родильных домов. Организуя забор крови, предстоит проработать все юридические тонкости. Мать ребенка скорее всего будет подписывать информированное согласие на использование крови от имени малыша, ведь пуповина - собственность новорожденного. Не исключено, что “родная” пуповинная кровь когда-нибудь может пригодиться и для лечения самого донора. Однако поскольку банк будет открыт для пользования, из него смогут брать донорский материал многие гематологические учреждения. В этом случае вполне возможно, что кровь “не дождется” своего хозяина. Тогда для него придется искать подходящий по совместимости образец по всей сети банков пуповинной крови. Неплохо, если бы на этот случай донору полагались какие-то льготы.

ЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС

О перспективности банков пуповинной крови говорит и тот факт, что их организацией стали активно заниматься и частные компании, вкладывая в это немалые деньги. Однако цели они преследуют иные. Речь идет не об использовании крови для лечения нуждающихся, а о платном хранении ее в интересах самого донора. В самом деле, если пуповинная кровь - источник столь ценных клеток, почему бы не предложить родителям хранить ее образцы, полученные при рождении ребенка, чтобы в случае необходимости использовать кровь для его же собственного лечения? Разумеется, не бесплатно: в западных банках подобная услуга стоит от 800 до 2000 долларов плюс ежегодный небольшой взнос за хранение. Вряд ли с россиян, решивших “застраховать” своего ребенка от неприятных неожиданностей вроде лейкоза или иммунодефицита, возьмут меньше. Есть, правда, обстоятельство, которое может вообще поставить под вопрос возможность существования частных банков пуповинной крови в России. В соответствии с законом о трансплантации забор органов и крови должен проводиться только в государственных учреждениях - торговля органами у нас в стране, как известно, является уголовным преступлением. Конечно, банки не собираются продавать пуповинную кровь: они лишь берут ее на хранение, чтобы отдать владельцам по первому требованию. Но чтобы не иметь проблем с законом, им придется действовать на базе государственных станций по переливанию крови. А это значит, что владельцы частных медицинских компаний вынуждены будут приводить оборудование этих станций в соответствие с международными стандартами. На такое скорее всего пойдут немногие. Есть и еще одна проблема. К сожалению, не исключена возможность возникновения фирм-однодневок, которые, собрав с родителей деньги и пуповинную кровь, в один момент могут скрыться в неизвестном направлении. “Насколько я знаю, некоторые такие фирмы уже рекламируют себя в Интернете, - говорит Владимир Смирнов. - Хочу предупредить: вся деятельность подобного рода до введения порядка лицензирования является абсолютно незаконной”.

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Однако при создании банков пуповинной крови надо четко расставить все точки над i. “Если кровь будет храниться в частном банке и платить за ее забор, консервацию, типирование будут родители ребенка, - говорит профессор Алексей Масчан, замдиректора НИИ детской гематологии Минздрава РФ, - тогда нужно четко объяснить им, на что они могут рассчитывать. И здесь получается, что, с одной стороны, собственная пуповинная кровь ребенку скорее всего не пригодится: гематологические заболевания очень редки, возможность их возникновения у конкретного человека составляет приблизительно один случай из 15 тысяч в год. С другой, надо понять, что пуповинная кровь - не панацея. Во-первых, ее может просто не хватить для лечения, если оно окажется необходимым. Например, в двух случаях из пяти, когда мы переливали пуповинную кровь новорожденных их братьям и сестрам, понадобилась еще и пересадка донорского костного мозга. Во-вторых, исследования сохранности стволовых клеток при заморозке были проведены только на срок до 15 лет. Скорее всего такие клетки не потеряют своих функций и при более длительном хранении, но родители, сдающие на хранение пуповинную кровь ребенка, должны знать, на что тратят свои деньги и что получат взамен”. Другой разговор, если собирать и хранить образцы пуповинной крови для донорского использования будет государственный банк. Типирование каждого такого образца - очень дорогое удовольствие, которое на Западе обходится не меньше чем в тысячу долларов. Даже если предположить, что в России эта процедура будет стоить вполовину меньше, легко подсчитать, что формирование сколько-нибудь приличного банка пуповинной крови с несколькими десятками тысяч образцов обойдется государству в огромные суммы. Вопрос в том, откуда их брать.

Автор: Алла СТАСОВА, Владимир НОВИКОВ (фото), специально для «В»