URIAH HEEP: ключи от России

Никогда слова Кати Татариновой из «Двух капитанов»: «Он похож на Урию Гипа!» не отозвались бы сладкой болью в сердцах миллионов меломанов, проливающих слезы умиления от July Morning, если бы спортивный парень Мик Бокс посвятил свою жизнь футболу, а все детство проживший на южном побережье Туманного Альбиона Ли Керслейк стал бы боцманом на рыболовецком траулере. Потому что тогда остался бы URIAH HEEP просто персонажем, рожденным пером Чарлза Диккенса... К счастью, Мик и Ли однажды взяли в руки гитары…

16 май 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1359 от 16 май 2003

Никогда слова Кати Татариновой из «Двух капитанов»: «Он похож на Урию Гипа!» не отозвались бы сладкой болью в сердцах миллионов меломанов, проливающих слезы умиления от July Morning, если бы спортивный парень Мик Бокс посвятил свою жизнь футболу, а все детство проживший на южном побережье Туманного Альбиона Ли Керслейк стал бы боцманом на рыболовецком траулере. Потому что тогда остался бы URIAH HEEP просто персонажем, рожденным пером Чарлза Диккенса... К счастью,
Мик и Ли однажды взяли в руки гитары…

URIAH HEEP любят вспоминать, что первыми из западных рок-групп приехали в Москву в декабре 1987 года, сорвав железный занавес навсегда: «Мы пустили пробный шар. От того концерта зависело многое. Если бы мы  приехали и устроили рок-н-ролльный бардак, то другие команды никогда бы не смогли приехать в Россию». Это событие музыканты не прочь увековечить. Даже 30 лет в хард-роке так их не радуют… Окрыленная идеей освоения суперзапретной территории самой необъятной страны, группа к нам зачастила. И даже выступила на «Славянском базаре».

- Мы опять здесь. И все потому, что вы нас любите. А мы – вас, - улыбается большой ребенок Ли Керслейк и радостно соглашается дать интервью, пока Мик Бокс вспоминает выученные русские слова: борщ, блины, столичная…

- Могли ли вы предположить в 1987 году, что взаимоотношения с Россией зайдут так далеко?

- Конечно, нет. Хотя в Россию мы всегда хотели приехать, семнадцать лет. Как раз коммунистический режим начал меняться. Так что все ваши перемены происходят на наших глазах. Россия – как лоскутное одеяло. Москва – европейский город. А отъедешь от нее километров на 50 - кругом одна нищета. Это очень печально.

- Кто же вам мешал приехать раньше?

- Как кто? Тогда же к вам никого не пускали! Думаете, мы одни к вам рвались? Многие хотели в Россию, но визы получить было невозможно. В другие страны – пожалуйста, над Россией – железный занавес. Бились мы несколько лет. Нас здесь очень любят. Провожают всегда со словами: «Возвращайтесь!» И мы возвращаемся.

- А если задержаться?

- Легко. Можем проработать здесь год  и ни разу не повторить место выступления. Страна необъятная. В Россию душа зовет. Уж больно люди здесь хорошие. А деньги… Когда мы хотим бабки заработать, едем в Канаду или Америку. Мы два концерта отыграли бесплатно для девяти тысяч русских детей. Нас это вдохновило, расстрогало.

- Между прочим, мы почти русские, - заявляет Ли. - В 87-м году нам подарили символ ключа от России. Еще есть у нас ключи от Владивостока и от Москвы. Не у каждого русского такая коллекция!

- Вы столько лет вместе. Терпите друг друга ради бизнеса?

- Это может прозвучать как дежурный ответ, но мы действительно очень любим выступать. Это у нас в крови. Пока нас хотят слушать в России, Японии, Канаде – мы будем играть. Может, это и звучит как клише, но это совершенно искренне.

- Но вы живете на Канарах, Мик – то в Англии, то в Австралии, Тревор, Фил и Берни –  в Лондоне. Это не мешает?

- Я с детства живу у моря. Безумно люблю китов, дельфинов, море, подводное плавание и рыбалку. А какие на Канарах люди! Там принято снимать обувь в доме – это знак уважения хозяевам. Если гость ходит босиком, он становится членом семьи.

- Музыканты вашей группы познакомились с этим обычаем?

- Не все пока. У меня в гостях был только Мик. Он для меня - как брат родной. Мы же двадцать лет вместе. Меня интересует только музыка. Иногда в своей домашней студии пишу музыку для фильмов.

- Художественных?

- И художественных. В Австралии была тусовка байкеров. Эта история легла в основу сюжета фильма. Музыку я написал, а фильм так и не сняли. Надеюсь, что когда-нибудь этот сценарий попадет в хорошие режиссерские руки. Очень много пишу песен для группы. Моя любимая баллада  - «Вернись ко мне».

- Однажды вы покинули любимую группу, ушли к Оззи Осборну…

- До сих пор помню день и час, когда это произошло. Хенсли оттеснял всю команду, постоянно были ссоры. Вот и ушел, потому что мне не нравилась нервозная обстановка.

- Но вы до сих пор поете  песни Хенсли.

- И если люди их любят, почему же нам их не играть?

- В России вас называют динозаврами рока…

- Как приятно это слышать!.. Это суперкомплимент. Так называют ROLLING STONES или BEATLES.

- Никогда не завидовали их успехам?

- Никогда. Только радовались. А трудные периоды бывают у всех. Об этом нужно помнить. И не страдать манией величия. Мы – обыкновенные люди. Очень любим маленьких детей и животных: собак, кошек, лошадей. У меня даже была своя конюшня с двумя рысаками.

- И кто же на них ездил?

- Я конечно. Ездить верхом  без седла меня научили американские индейцы. А еще я рыбак  со стажем - с тринадцати лет.

- А музыкант?

- Первый раз сел за барабаны, когда мне было десять лет. Мой отец работал в компании, которая делала самолеты. Раз в год она устраивала большие городские праздники на главной площади с музыкой и танцами. Когда я впервые попал на такой праздник, был настолько потрясен, что не мог оторваться от сцены. Лидер бэнда, заметив мой взгляд, подошел ко мне и спросил: «Сынок, на барабанах играть умеешь?» Я не умел, но не сказал об этом. Меня усадили за барабаны, и я что-то начал играть. Мои родители в этот момент танцевали. Когда они увидели меня на сцене, от удивления остановились как вкопанные: «Наш-то дает!» - только и могли сказать. Такой был знак судьбы.

- Единственный в жизни?

- Нет, их было много. Я верю в карму.

- И столько лет играете в группе, названной именем злодея?!

- Подумаешь, имя. Никакой дьявольщины здесь нет. Просто запоминается хорошо. И потом – наши поклонники начинают читать Диккенса после концертов.

- А ваши дети и внуки поют ваши песни?

- У нас и у наших детей – разные вкусы. Ничего не поделаешь – разные поколения! Моя дочь, например, вообще музыку не любит. И вроде бы воспитывал, и внимания много уделял, а вот вкус у девочки как-то подкачал. Хотя жаловаться на то, что не любят меня, не могу. Постоянно звонят трое внуков, когда деньги кончаются. Я мечтаю  плавать на большой лодке, загорать, рыбачить, а приходится вкалывать, кормить этих голодных уток и строить песочные замки.

- Много за жизнь настроили?

- Сотни. Все рассыпались. Остался один.

- Какой?

- URIAH HEEP.

* * *

Образовалась группа в 1970 году в Лондоне и отметилась дебютным альбомом Very ‘Eavy, Very ‘Umble – тяжелый рок, декорированный мелодикой и вокальными гармониями. Один из критиков написал об этом альбоме: «Я наложу на себя руки, если эта группа выживет. Они звучат, как третьесортный JETHRO TULL!»

Как видите, все ошибаются…

Истинную славу группе принес диск 1972 года Demons and Wizards, в который вошли песни The Wizard и Easy Living,  по сей день остающиеся коронными номерами URIAH HEEP во время концертов.

Взлетов и падений URIAH HEEP пережили достаточно. В 75-м  басист Гари Тайн скончался от передозировки героина, а сменивший его басист Джон Вэттон решил оставить группу и создать свою.  Коллектив трясло, и альбомы тех времен несут на себе отпечаток творческих поисков. После трагической смерти Дэвида Байрона, ухода Кена Хенсли многие вообще считали, что корабль уже не выплывет, и группе пришлось основательно потрудиться, чтобы доказать обратное. В 1995 году URIAH HEEP отпраздновали 25-летие, выпустив альбом Sea of Light, который многими критиками был назван великолепным.

От первоначального состава  URIAH HEEP на данный момент остались Мик Бокс (гитара, вокал) и Ли Керслейк (ударные, вокал). Компанию им составляют Тревор Болдер (бас, вокал), Фил Лэнзон (клавишные, вокал) и Берни Шоу (вокал). Кстати, приход Берни и Фила влил в старые мехи новое молодое вино. URIAH HEEP принесли свою музыку в сорок одну страну мира. Они даже открыли дорогу на южно-корейский музыкальный рынок, дав два концерта на гигантском Олимпийском стадионе.

Мик БОКС - будучи подростком, играл в различных лондонских командах, затем организовал свою собственную группу The STALKERS, после чего объединил усилия с Дэвидом БАЙРОНОМ, с которым впоследствии сформировал группу SPICE. После того как они стали любимцами публики в клубе, где выступали, их группа с 1970 г. стала называться URIAH HEEP.

Ли КЕРСЛЕЙК - до того как присоединиться к группе в 1971 г., Ли играл в группе The GODS, а также в своей собственной группе NATIONAL HEAD BAND. Ли покинул URIAH HEEP на пару лет, чтобы вместе с Оззи ОСБОРНОМ сформировать группу BLIZZARD OF OZZ, в URIAH HEEP он вернулся в 1982 г.

Тревор БОЛДЕР - провел четыре года в группе Дэвида БОУИ SPIDERS FROM MARS, пришел в URIAH HEEP в 1976 г., записал вместе с группой четыре альбома, затем покинул команду на два года и вернулся в 1983 году.

Берни ШОУ –начинал в группе GRAND PRIX, потом играл в PRAYING MANTIS. Присоединился к URIAH HEEP в 1986 году.

Фил ЛЭНЗОН - был одним из основателей группы GRAND PRIX и создателем FAR CORPORATION. Присоединился к URIAH HEEP в 1986 г., приняв участие в трехмесячном турне по Соединенным Штатам и Канаде.