Упражнения на бревне

Сегодня в центральных и северных районах Приморья по инициативе администрации края начинается крупномасштабная операция по пресечению незаконного оборота древесины. В ней задействованы правоохранительные и природоохранные структуры края, представители цивилизованного лесного бизнеса, а также экологическая общественность. Эта операция – еще один шаг краевой администрации по наведению порядка в лесной отрасли края. Политику администрации в этой сфере проводит в жизнь управление лесным комплексом. На этот орган исполнительной власти возложены функции по управлению и контролю за использованием сырьевых ресурсов нашей тайги. Руководит этим подразделением краевой администрации Павел Корчагин. С ним побеседовал наш корреспондент.

13 май 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1356 от 13 май 2003

Сегодня в центральных и северных районах Приморья по инициативе администрации края начинается крупномасштабная операция по пресечению незаконного оборота древесины. В ней задействованы правоохранительные и природоохранные структуры края, представители цивилизованного лесного бизнеса, а также экологическая общественность. Эта операция – еще один шаг краевой администрации по наведению порядка в лесной отрасли края. Политику администрации в этой сфере проводит в жизнь управление лесным комплексом. На этот орган исполнительной власти возложены функции по управлению и контролю за использованием сырьевых ресурсов нашей тайги. Руководит этим подразделением краевой администрации Павел Корчагин. С ним побеседовал наш корреспондент.

- Павел Германович, вопрос незаконных рубок и теневого оборота лесного бизнеса все время на слуху. Как вы оцениваете ситуацию?

- Безусловно, проблема существует. В вопросах борьбы с нелегальными рубками много сложностей, но излишняя истерия ни к чему. Близость китайского рынка, либерализация внешнеэкономической деятельности, снижение бдительности со стороны государства сделали свое дело. К сожалению, сейчас в крае существуют преступные группы людей, которые специализируются на нелегальных заготовках леса. По оценкам Главного управления природных ресурсов (ГУПР) по Приморскому краю, количество незаконно заготовленной древесины составляет 35-40 тысяч кубометров в год, по нашим данным - 150-200 тысяч кубов. Еще одна проблема - это теневой оборот: древесину заготавливают законно, со всеми разрешительными документами, но дальнейшее ее движение идет с нарушением как налогового, так и таможенного законодательства.

- Учитывая сложную криминальную ситуацию в лесу, как администрация края борется с незаконной заготовкой древесины?

- Борьбой с нелегальными рубками в крае в первую очередь занимается государственная лесная служба ГУПРа. В ее обязанности входит предупреждение преступлений и административных правонарушений в области использования лесных ресурсов. В число организаций, на которые возложены обязанности по пресечению незаконного оборота древесины, входит и УВД Приморского края. У нашей структуры полномочий поменьше, хотя задачи те же самые - сохранять и рачительно использовать лесные богатства Приморья. Кроме того, наше управление призвано консолидировать те силы, которые участвуют в борьбе с незаконными рубками. У нас сложились неплохие контакты с ГУПРом. Мы совместно проверяем деятельность лесопользователей, решаем вопросы предоставления участков лесного фонда в аренду, в краткосрочное пользование, проводим совместные рейды по лесосекам и таежным дорогам, проверяем площадки для хранения леса. Наша общая цель - создание атмосферы нетерпимости к «лесному» браконьерству. В прошлом году для обнаружения незаконных рубок мы даже использовали малую авиацию. Тайгу с воздуха патрулировал самолет, а внизу находилась группа быстрого реагирования, которая на месте разбиралась с лесонарушителями.

- В свое время краевая администрация активно поддерживала группу «Кедр» специнспекции «Тигр»...

- Да, мы помогали и помогаем чем можем. По нашей инициативе была создана ассоциация лесопромышленников и экспортеров леса. Представителям цивилизованного лесного бизнеса небезразлична ситуация, складывающаяся в использовании лесных богатств Приморья и лесном экспорте. Они настроены работать долговременно, на принципах рационального использования лесных ресурсов, и вопросы сохранения сырьевой базы, формирования стабильных цен на лесную продукцию, производимую в крае, их очень волнуют. Одним из направлений деятельности ассоциации стала борьба с незаконными рубками. В рамках этой работы ассоциация стала поддерживать группу «Кедр» не только морально, но и материально. В частности, была оказана помощь в обеспечении группы транспортом. Сейчас специалисты этого подразделения, по сути, перешли на работу в ассоциацию и успешно занимаются своим делом.

- Ваше управление стало более тщательно и даже придирчиво проверять документы на экспорт леса. Тема вывоза древесины за границу для вас больная?

- Экспорт лесопродукции за рубеж традиционен для Приморья. Этому способствуют природно-климатические условия и близость стран АТР. Обладать уникальными лесными ресурсами, причем возобновляемыми, и не торговать с соседями - это недальновидно. Например, Финляндия на протяжении многих лет успешно строит свою экономику на экспорте лесопродукции. Она заготавливает почти в 15 раз больше древесины, чем Приморье. Естественно, финны занимаются лесопосадками, то есть восстанавливают свои леса, а главное – глубокой переработкой древесины и поставкой своей продукции по всему миру.

Если в предыдущие годы приморский лес шел преимущественно в Японию, то в последние лет пять ее место занял Китай. Правда, сейчас отмечается уменьшение доли экспорта круглого леса и увеличение доли обработанного. Это радует. Значит, мы стали перерабатывать у себя больше древесины, то есть появилось больше рабочих мест, стало поступать больше налогов в бюджеты разных уровней.

Больной является тема незаконного вывоза леса за рубеж, влекущая экономические потери для государства. Наше управление не проверяет и не выдает документы на экспорт леса. Два года назад в соответствии с постановлением правительства РФ была создана комиссия из представителей компетентных органов по контролю за экспортом леса ценных пород, которая начала проверять законность происхождения древесины. Случается, что недобросовестные экспортеры подделывают лесорубочные билеты, договоры и другие документы, то есть всеми средствами пытаются провести нелегально заготовленный лес через границу. Чаще всего в тот же Китай. Когда мы начинали работу, раз в две недели рассматривалось до 15 заявок на поставку древесины. Комиссия стала активно вскрывать факты подделки документов, и пошли отказы в экспорте. Более того, с передачей материалов в компетентные органы. Сейчас мы рассматриваем по две-три заявки в неделю, при этом очень тщательно изучая материалы на предмет законности происхождения древесины.

- Краевая администрация старается делать ставку на крупных лесопользователей, таких как «Тернейлес» и «Приморсклеспром». С чем это связано?

- В нашем крае около 170 арендаторов лесного фонда. Предприятиям «Тернейлес» и «Приморсклеспром» передано в аренду 80 процентов лесосечного фонда. На их долю приходится 71 процент лесозаготовок, 84 - производства пиломатериалов, 100 – щепы, 90 процентов товарной продукции. Эти предприятия расширяются, обновляют производственные мощности, внедряют новые технологии по лесопереработке. Кстати, недавно запущены два комплекса по переработке древесины. Так, «Тернейлес» ввел в строй предприятие в селе Рощино. Оно рассчитано на переработку 80 тысяч кубометров круглого леса в год. И второй комплекс построил «Лучегорсклес» в селе Верхний Перевал. Он рассчитан на переработку 50-60 тысяч кубов древесины. Подобные предприятия появляются в Сергеевке и в Чугуевке.

Из практики видно, что наиболее эффективная отдача от использования древесины возможна только при наличии у компании лесосечного фонда в объеме не менее 50-100 тысяч кубометров. В этом случае лесопользователи заинтересованы в расширении производства, в наращивании объемов деревообработки. Крупные предприятия, как правило, работают стабильно, их бюджеты прозрачны, они платят больше налогов. Если мелкое предприятие, заготавливая 2-3 тысячи кубов, с каждого кубометра платит 100-120 рублей налогов, то специализированные предприятия лесопромышленного комплекса - 300-500 руб. На малых объемах заготовки древесины предприятия практически не обновляют свою лесозаготовительную технику, а она стоит недешево. Кроме того, мелким компаниям не под силу строить новые лесовозные дороги и, соответственно, осваивать новые сырьевые базы.

В то же время нельзя пренебрегать ролью мелких предприятий. Они ведь тоже производят продукцию и дают рабочие места. На общем фоне развития лесной отрасли края место малым предприятиям всегда найдется. В южных и центральных районах края за более чем вековой период освоения в значительной степени изменился породный состав лесов. Здесь необходимо ведение интенсивного лесного хозяйства, а это как раз ниша для субъектов малого предпринимательства. В крае есть примеры, когда такие предприятия получают неплохую прибыль и исправно платят налоги. Бывает, что мелкое производство расположено в таежной деревушке и является градообразующим.

- Лесопользователи часто жалуются на то, что срок аренды лесного участка слишком мал - всего пять лет. Им нужно гораздо больше времени, чтобы долгосрочно планировать работу своего предприятия и в конце концов почувствовать себя хозяином на земле...

- Наша политика - это долгосрочная аренда. Предприятия должны иметь гарантию, что и в будущем у них будет стабильное обеспечение лесосырьевыми ресурсами. Тогда они будут вкладывать средства в создание транспортной инфраструктуры, в новую лесозаготовительную и перерабатывающую технику. Да и наличие хорошей сырьевой базы у лесопользователя - это гарантия привлечения инвестиций в лесную отрасль края.

В соответствии с Лесным кодексом РФ, принятым в 1997 году, участки лесного фонда могут передаваться в аренду либо по конкурсу, либо по решению властей, но сроком до пяти лет. Второй вариант более прост, поэтому многие лесопользователи в свое время пошли по этому пути. Практика показала, что за такой короткий срок предприниматель, не вкладывая средства в воспроизводство и повышение продуктивности лесов, старается заготовить как можно больше качественной древесины, нисколько не заботясь о будущем. И речи не может идти о рачительном использовании лесных богатств края. Наша задача – совместно с Главным управлением природных ресурсов обеспечить передачу участков лесного фонда на длительный срок по условиям конкурса. Как минимум на 25 лет. Кстати, действующее законодательство позволяет передавать леса в аренду на срок до 49 лет.

- Еще года два назад в Приморье насчитывалось колоссальное количество площадок для хранения леса. Чаще всего проконтролировать их работу властям никак не удавалось. Как сейчас обстоит дело?

- В прошлом году вышло постановление губернатора края по регламентации работы погрузочных площадок для экспорта лесоматериалов. Было предусмотрено ограничение их числа в условиях жесткого отбора: соответствие техники, персонала, прозрачность финансовой деятельности. До недавнего времени на территории Приморья действовало около 200 площадок. В любой тупичок подгонялся автокран, и начиналась погрузка древесины. Мы создали комиссию, которая занялась проверкой таких площадок. В нее вошли сотрудники администрации края, таможни, железной дороги, милиции и транспортной инспекции. В результате число площадок сокращено до 25. Они соответствуют техническим условиям и необходимым требованиям. Их деятельность мы можем контролировать. Кроме того, мы добились, чтобы лес в Приморье перевозился только на открытых железнодорожных платформах, что позволяет контролировать породный состав экспортных партий древесины. Это, прежде всего, удобно для таможни.

- Сейчас активно обсуждается вопрос промышленного освоения верховьев реки Бикин. Высказываются различные точки зрения: и местных жителей, и лесопромышленников. Какова позиция краевой администрации?

- Мы сейчас изучаем этот вопрос, проводим экспертизы, консультации. Нужен определенный баланс. С одной стороны, лесосырьевые ресурсы должны рационально использоваться и работать на экономику края, а с другой - мы должны сохранить биоразнообразие этого уникального уголка Приморья. Очевидно, что урожай собирать нужно - убирать спелый и перестойный лес, подверженный пожарам. Но только теми средствами и способами, которые обеспечат нормальное лесовосстановление и равновесие экосистем. По проблеме верховьев Бикина мы ведем консультации с Главным управлением природных ресурсов (ГУПР) по Приморскому краю. Подключили Дальневосточный научно-исследовательский институт лесного хозяйства, ученых. Естественно, при принятии решения будет учтено мнение местного населения.

- Павел Германович, вы упомянули о лесных пожарах. Они уже натворили немало бед в Читинской области. Расскажите о ситуации в приморской тайге.

- Мы каждый день получаем сводки о возникновении все новых и новых очагов. Те мероприятия, которые сейчас проводит краевая администрация совместно с ГУПРом и МЧС, я думаю, дадут свои плоды, и мы сможем пройти нормально этот пожароопасный сезон. Пока ситуация в лесу тревожная - по состоянию на 7 мая зарегистрировано 212 пожаров. Их площадь - около 1700 гектаров. Основное бремя борьбы с пожарами лежит на лесхозах.

Естественно, помогают и краевые власти. Для этих целей в бюджете Приморья предусмотрено выделение 3 миллионов рублей. Уже перечислено 1 миллион 100 тысяч. Если в 2001 году у лесной службы ощущалась нехватка средств, горюче-смазочных материалов, питания, то в этом году многие проблемы решены. При администрации Приморья действует краевой штаб по борьбе с лесными пожарами. Вышло «пожарное», как мы его называем, постановление губернатора края, которым определен комплекс мероприятий, круг лиц и организаций, ответственных за охрану лесов от пожаров. В целом ситуация находится под контролем. Судите сами. 87 процентов лесных пожаров, возникших в этом году, были обнаружены, локализованы и ликвидированы в течение суток. Активно работает лесная служба ГУПРа и авиалесоохрана. Большую помощь им оказывают лесопользователи-арендаторы. В случае необходимости для тушения пожаров могут быть задействованы технические силы и людские резервы тех организаций, которые расположены в непосредственной близости от лесных массивов.

Хочу обратиться к жителям края. На дворе весна. В лесу много сухой травы, прошлогодних листьев. На всей территории Приморья установился высокий класс пожарной опасности. Люди едут на природу: пикники, дачи, за черемшой, папоротником, другими дикоросами. Разводят костры, устраивают сельхозпалы. Хотел бы обратиться с просьбой ко всем жителям края: будьте осторожны в лесу при обращении с огнем, соблюдайте правила пожарной безопасности. Огонь - самое страшное бедствие для наших лесов. Ежегодно в крае в результате лесных пожаров уничтожаются созданные лесной службой искусственные посадки, гибнут молодые леса. В случае обнаружения возгорания примите все меры к его ликвидации, а если не сможете потушить своими силами, срочно сообщите в ближайший лесхоз или лесничество. Только общими усилиями мы сможем сохранить уникальные леса Приморья.

Автор: Александр АЛЕКСЕЕВ, «Владивосток»