Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Экономика, финансы

Поматросили и бросили

Во Владивосток после многомесячного плена в порту Кейптауна (ЮАР) вернулись восемь моряков - часть российской команды стоящего уже почти четыре года под арестом танкера “Аргунь”. На судне осталось еще восемь полуголодных членов экипажа. От моряков отказались и арендатор корабля - приморский бизнесмен Евгений Соколов, и владелец - Тихоокеанский флот.

Во Владивосток после многомесячного плена в порту Кейптауна (ЮАР) вернулись восемь моряков - часть российской команды стоящего уже почти четыре года под арестом танкера “Аргунь”. На судне осталось еще восемь полуголодных членов экипажа. От моряков отказались и арендатор корабля - приморский бизнесмен Евгений Соколов, и владелец - Тихоокеанский флот.

Таков предварительный итог серии скандальных судебных разбирательств вокруг одного из самых современных вспомогательных судов ТОФ, каковым в свое время являлась “Аргунь”. Всего же в результате ряда мошеннических операций Тихоокеанский флот за последние десять лет лишился более двухсот кораблей, перешедших в частную собственность.

- Мы выжили только благодаря тому, что нас кормили международные благотворительные организации и шериф Кейптауна, обеспечивающий арест судна. Он выделял по 60 центов в сутки на наше питание. Для сравнения могу сказать, что по норме стоимость суточного рациона составляет 5 долларов, - сказал, устало сходя с трапа самолета, механик “Аргуни” Александр Старцев.

Скандальной истории танкера “Аргунь” уже несколько лет. В середине 90-х годов, когда все военные флоты России начали борьбу за выживание, он был сдан в аренду компании “Нейшнл Пасифик Лтд.”, принадлежащей некоему гражданину США Майклу Майзелю (в недавнем прошлом подданному России Михаилу Мозелю). Самое новое на тот момент вспомогательное судно флота было отдано “новому американцу” сроком на семь лет, с разрешением смены флага на удобную страну, с правом выкупа. Однако в 99-м судно было арестовано за долги Майзеля перед своими партнерами, производившими ремонт судна. Два года “Аргунь” под флагом офф-шорного государства Белиз простояла у причала. Затем флаг внезапно заменил российский триколор. Как выяснилось, пока корабль стоял под арестом, Майзель за бесценок выкупил танкер... сам у себя.

Схема подобных мошеннических операций проста. Оператор, то есть тот, кто управляет кораблем (в данном случае Майзель), оформляет продажу на свою же липовую фирму, которая чуть позже перепродает его такой же липовой фирме, и так далее по длинной цепочке. В результате в дальнейшем очень сложно установить незаконность первой сделки. Правда, эта схема работает только в случае, если настоящий владелец (в данном случае командование ТОФ) действует с мошенником слаженно. Неспроста в середине 90-х на скамье подсудимых оказался начальник управления вспомогательного флота ТОФ. Правда, суд был закрытый, и для общественности подробности процесса оказались недоступны.

После серии судебных разбирательств ТОФ удалось вернуть танкер в свою собственность. Затем руководство флота внезапно заключило договор о его передаче старому приятелю Майкла Евгению Соколову. При этом танкер так и остался под арестом в зарубежном порту - Соколов не захотел расплачиваться по долгам своего приятеля. Тем не менее набрал в Приморье экипаж, пообещав работу. Просидев без денег и работы с мая прошлого года, часть команды отчаялась и обратилась за помощью в Российский профсоюз моряков (РПСМ). Другая часть продолжает верить, что фирма с ними расплатится, и остается в ЮАР.

- Сдавать суда в аренду Тихоокеанскому флоту не запрещается, - пояснил старший помощник прокурора ТОФ Олег Конюшенко. - Нами возбуждено уголовное дело против бывшего капитана судна (с 1995 по 1999 год капитаном был Петр Королев), который превысил свои должностные полномочия, установив небывало высокие оклады экипажу. Так, например, даже с рядовыми матросами были заключены контракты на 3,5 тыс. долларов в месяц.

В прокуратуре ТОФ полагают, что завышенная зарплата была одним из способов присвоить судно.

- В ЮАР судебная система основана на англосаксонском праве, в соответствии с которым ответственность несет не фирма, заключившая контракт на работу, а владелец судна, в нашем случае российское государство, - сообщил представитель профсоюза моряков Сергей Фишов.

Если владелец, то есть государство, тоже по какой-то причине не платит по долгам, то судно продается с молотка и из вырученной суммы выплачивается зарплата экипажа. И такой исход, как считают в Дальневосточном отделении РПСМ, в данном случае наиболее вероятен.

Кто виноват - разбирается прокуратура. С Майклом Майзелем все ясно, но он для наших следователей, будучи в Америке, недосягаем. Интересно то, что еще в 1996 году тогдашний командующий ТОФ, а ныне главком ВМФ Владимир Куроедов официально обвинил Майкла Майзеля в присвоении и продаже танкера “Ахтуба”. Прокуратура пока не может ответить, почему с известным мошенником после этого вновь на ТОФ заключили сделку. Нет у следователей ответов и на многие другие вопросы.

Комментарий «В»

Суда вспомогательного флота - это танкеры, сухогрузы, буксиры, а также суда для выполнения специфических технических операций - например, размагничивания или окраски корпусов кораблей. В обязанности вспомогательного флота входит обеспечение кораблей и береговых баз флота горючим, доставка продовольствия и других грузов. В начале 90-х годов с уменьшением интенсивности боевых выходов кораблей ВМФ снизились и нагрузки на вспомогательный флот. Так как эта организация считается военной лишь в силу выполнения задач по обеспечению сил военного флота, то большинство танкеров, сухогрузов и буксиров начало активно сдаваться в аренду коммерческим структурам. Юридическая неурегулированность подобных сделок, а часто и преднамеренный умысел организовывавших подобные контракты лиц неоднократно приводили к утере прав собственности на них со стороны ВМФ. Только из состава Тихоокеанского флота за последние 10 лет исключены 213 вспомогательных судов.

Автор : Олег ЖУНУСОВ, («Известия.Ру» - «Владивосток»)

comments powered by Disqus
В этом номере:
Наезд по заказу

Как стало известно “В”, в Приморскую краевую прокуратуру пришел запрос некоего депутата Госдумы Иванова, который требует разобраться с тем, почему, по его мнению, стоимость привозимых дальневосточниками иномарок с учетом цены и пошлины значительно ниже подобных подержанных машин из Германии. Если отбросить мнимую озабоченность никому неизвестного депутата, то суть запроса понятна: это очередная попытка окончательно лишить дальневосточников возможности ездить на еще пока доступных праворульных машинах.

Полные ведра - к счастью

Светлану Горячеву мы привыкли видеть по телевизору на парламентской трибуне, бичующей прежнего президента-алкоголика или, в последнее время, гнусных педофилов. На посту председателя комитета Госдумы по делам женщин, семьи и молодежи она вершит священную миссию сохранения демографического потенциала России, распределяя бюджетные потоки и оттачивая законопроекты.

Кохом по россиянину

Чтобы закрепиться в Госдуме, надо будет перешагнуть 5-процентный рубеж, а известно: любая партия сильна не столько количеством ее членов, сколько лицами, ее представляющими. В этом смысле сильный шаг сделал Союз правых сил, предложив возглавить собственный штаб пользующемуся «искренней любовью» россиян человеку, а именно Альфреду Коху - давнему дружбану Анатолия Чубайса, бывшему председателю Госкомимущества, а также одному из соавторов нашумевшей книги о приватизации в России.

Другие родители

За рубежом широкое распространение получили фостерные (т. е. замещающие) семьи. У нас их называют по-другому: семейно-воспитательными группами. Суть от этого не меняется – детей, оказавшихся в трудной ситуации, берут к себе на время добрые люди. Во владивостокском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних на ул. Сипягина, 15 такая работа начата недавно, но за короткий срок уже четверо детей обрели новых родителей.

Осторожно – клоуны!

Обувь у этих артистов «Росгосцирка» дефицитная, миноги под заваркой, а времени для рождения очередной репризы требуется ой как много! Знакомьтесь: Юрий Аветисян и Иван Сургучев. В дуэте 22 года. А если по-цирковому, по-афишному, музыкальные клоуны Пончик и Ванечка, участники программы «Кабаре зверей – кабаре чудес», которая идет сейчас на арене Владивостокского цирка.

Последние номера