Солдатский вальс

В Советском Союзе существовала статистика, согласно которой людей 1922 года рождения в нашей стране насчитывалось значительно меньше, чем остальных. В чем причина? Война. Из трех мальчишек, рожденных в этот год, на полях Великой Отечественной остались два. Но Саше Довженко повезло. Он оказался третьим... Мы познакомились с Александром Сергеевичем в Чугуевке, где он живет уже полвека. Родом из Черниговской области, Довженко в 1952 году приехал в Приморье да так и остался. Женился, растил детей. В общем, все, как у людей. Вот только война не оставляла ни на минуту – все время напоминала о себе болями в раненой левой ноге.

8 май 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1354 от 8 май 2003

В Советском Союзе существовала статистика, согласно которой людей 1922 года рождения в нашей стране насчитывалось значительно меньше, чем остальных. В чем причина? Война.
Из трех мальчишек, рожденных в этот год, на полях Великой Отечественной остались два. Но Саше Довженко повезло. Он оказался третьим...
Мы познакомились с Александром Сергеевичем в Чугуевке, где он живет уже полвека. Родом из Черниговской области, Довженко в 1952 году приехал в Приморье да так и остался.
Женился, растил детей. В общем, все, как у людей. Вот только война не оставляла ни на минуту – все время напоминала о себе болями в раненой левой ноге.

Война началась для украинского паренька Саши Довженко в 1941 году. А закончилась в 1943-м. Тогда он чуть не потерял ногу и провалялся на госпитальной койке целых восемь месяцев. А до этого у химинструктора Александра Довженко были и Сталинград, и Курская дуга. Так случилось, что не пропустил он ни одного из двух крупнейших сражений Великой Отечественной. Прямо из-под Курска и попал в госпиталь. За те два года, что воевал с фашистами, чем только не приходилось заниматься: будучи в пехоте, топтал сапогами бесконечные дороги России, ходил в атаку и совершал разведвылазки в тыл врага...

Была и такая строка в военной биографии Довженко – довелось послужить во фронтовой разведке. Одна из вылазок в тыл к немцам запомнилась Александру Сергеевичу особенно. Тогда его переодели во вражескую форму и вместе с двумя товарищами отправили за “языком”. Но кто бы мог подумать, что в сети наших ребят попадется крупная рыба – взяли немецкого генерала. Пока двое друзей Довженко сидели в засаде, он “снял” финкой часового и неожиданно ворвался в дом, где квартировал высокий немецкий чин. Тот, правда, успел выстрелить, но пуля просвистела у самой головы разведчика. “Только ухо задела, так что кровь пошла”, - вспоминает Александр Сергеевич. За ценного “языка” представили Довженко к ордену Славы III степени. А он, сами понимаете, почти как Георгиевский крест – одна из высших наград войны. А еще на груди у солдата – множество медалей. После тяжелого ранения Александра Сергеевича комиссовали, и для него война закончилась.

С детства любил Саша Довженко музыку. И даже на фронте не расставался с песней. А тут, кстати, один пленный немецкий офицер подарил губную гармонику. Так что она с ним до сих пор. А еще Александр Сергеевич играет на баяне, скрипке, гитаре, балалайке и даже на детской дудочке. Ну, прямо человек-оркестр. Эта любовь к музыке и подсказала Довженко жизненный путь - после войны не один десяток лет отработал директором дома культуры. Да и сейчас тряхнет копной кудрявых седых волос и сыграет что-нибудь своей ненаглядной жене Надежде Владимировне. “Вот только скрипку не могу слушать”, - честно признается супруга ветерана. Наверно, будит она в душе своим пронзительным звуком что-то печальное.

Хотя для печали у супружеской пары Довженко нет никаких оснований. В 2005 году будут отмечать они свою золотую свадьбу. За эти десятилетия совместной жизни воспитали детей, а теперь гордятся внуками. Их у Довженко четверо, и все парни. И ни один не подвел ветерана: двое уже отслужили срочную службу в армии, один еще служит, а последний только собирается. Так что на смену одному пришло четверо солдат Довженко.

Автор: Александр АЛЕКСЕЕВ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»