Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Политика

Находка стала потерей

Растерянность испытывают сейчас в министерстве экономики и промышленности Японии, которое с конца прошлого года вело отчаянную конкурентную схватку за нефть Востока России - и проиграло. По мнению чиновников в Токио, речь, правда, идет о крайне неприятной, но все же промежуточной неудаче, поскольку здесь пока не отказываются от попыток склонить Москву к строительству трубопровода от Ангарска до тихоокеанской Находки с выходом на японский рынок.

Растерянность испытывают сейчас в министерстве экономики и промышленности Японии, которое с конца прошлого года вело отчаянную конкурентную схватку за нефть Востока России - и проиграло. По мнению чиновников в Токио, речь, правда, идет о крайне неприятной, но все же промежуточной неудаче, поскольку здесь пока не отказываются от попыток склонить Москву к строительству трубопровода от Ангарска до тихоокеанской Находки с выходом на японский рынок.

Токио со всеми его капиталами и технологическими возможностями впервые оказался в неловком положении опоздавшего к дележу российских природных ресурсов. И проиграл он не “социально близким” западным компаниям типа “Экссон” или “Шелл”, а Пекину - своему главному сопернику в Северо-Восточной Азии.

С минувшего декабря Токио бомбардировал Москву предложениями отказаться от уже почти согласованного проекта строительства нефтепровода из Ангарска до города Дацин на северо-востоке КНР пропускной способностью до 30 млн. тонн в год. Взамен была выдвинута идея сооружения трубы до Находки: она обеспечивала российским ресурсам выход не только в КНР, но и на рынки всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Ссылки делались на опасность односторонней экономической ориентации на Пекин, а Токио давал понять, что готов закупать весь массив нефти из Ангарска - до 50 млн. тонн в год.

В Москву был дважды командирован шеф энергетического управления министерства экономики и промышленности Японии. Токио согласился покрыть льготными госкредитами расходы на строительство трассы Ангарск - Находка - примерно $5-6 млрд. Более того, в ходе последнего раунда переговоров, как сообщают осведомленные источники, японцы пообещали не устанавливать верхнюю планку этого финансирования. Они посулили миллиард долларов и на осуществление попутных проектов в Приморском крае, включая строительство нефтеналивного порта и перерабатывающего завода.

После бурных, но недолгих торгов Токио согласился с тем, что его финансирование может быть использовано на закупки оборудования и труб не только в Японии. Насмерть стояли японцы только в одном - они требовали от Москвы правительственных гарантий возвращения своего кредита.

Битва за Ангарск получила статус государственного приоритета первой величины: премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми дал указание поднимать эту тему при любых контактах с русскими. Он лично агитировал за нефтепровод во время бесед с Путиным. На Дальний Восток России были посланы японские представители, которые разъясняли местным губернаторам все приятные стороны японского предложения. Наконец, как сообщили дипломатические источники в Токио, приглашение Бориса Ельцина в Японию в апреле этого года было напрямую связано с тем же проектом. В Токио рассудили, что первый президент России может воспользоваться своим влиянием и помочь выбору трассы на Находку. С ним лично говорил об этом Коидзуми. Замолвить словечко о нефтепроводе Бориса Николаевича попросил, говорят, и его лучший японский друг - экс-премьер Рютаро Хасимото, который сейчас активно отстаивает интересы группы “Мицубиси”. Именно она надеялась стать главным подрядчиком при сооружении трассы на Находку.

“Но мы, видимо, не с теми вели беседы, - говорит японский дипломат, занимающийся отношениями с Россией. - Ошибкой, например, стало то, что не были установлены контакты с руководителем “ЮКОСа” Михаилом Ходорковским. Именно он контролирует НПЗ в Ангарске и был инициатором маршрута на Дацин. А ведь после объединения “ЮКОСа” с “Сибнефтью” влияние этого бизнесмена резко усилилось”.

Трудно, конечно, сказать, насколько правы японцы в отношении Ходорковского, однако, очевидно, что в процессе переговоров они растеряли в России практически всех своих потенциальных союзников. Сомнения в необходимости бросить все силы на строительство трубы на Находку стала высказывать даже “Транснефть”, которая ранее считалась главным сторонником этого маршрута. Не смог Токио сколотить и эффективную лоббистскую группу из губернаторов Дальнего Востока, кровно заинтересованных в притоке японских денег.

В итоге 29 апреля премьер Михаил Касьянов объявил, что труба будет в принципе строиться и в Дацин, и в Находку, но нефти пока хватает только для ранее согласованного китайского маршрута. Заместитель главы МИДа Александр Лосюков в одном из интервью пояснил, что японцы сами виноваты в своей неудаче. Россия, по его словам, давно предлагала им подумать над участием в энергетических проектах в континентальной Сибири, однако спохватились соседи только в последний момент, когда трасса на Дацин уже была основательно проработана. Источники на всех уровнях заявляют также, что камнем преткновения в ходе последнего раунда переговоров стало решительное нежелание Москвы давать правительственные гарантии погашения японского кредита под нефтепровод.

Строительство трассы на Находку теперь откладывается на неопределенное время и напрямую зависит от обустройства уже разведанных, но пока не введенных в строй месторождений Якутии или Иркутской области. Пока не ясно, насколько японцы будут готовы вкладывать деньги сначала в нефтяные поля, а потом в трубопровод. “Это увеличивает риск, растягивает проект, - говорит упоминавшийся выше дипломат. - К тому же нынешняя неудача может чисто психологически сбить интерес частного бизнеса к сибирским инвестициям”. Однако факт есть факт: Ангарск, пожалуй, дает Японии единственный шанс снизить ее зависимость от нестабильного Ближнего Востока, откуда сейчас в страну поступает до 88 процентов потребляемой нефти.

Автор : Василий ГОЛОВНИН, корреспондент ИТАР-ТАСС - «Владивосток»

comments powered by Disqus
В этом номере:
Косолапым рубят лапы

Гималайский медведь был внесен в Красную книгу России в 1983 году. Тогда этому зверю ничего не угрожало. Но уже в 90-х годах прошлого века начался активный браконьерский отстрел. Причиной послужил огромный спрос, которым пользуются медвежьи дериваты в соседнем Китае. В такой сложной ситуации в 1997 году совершенно необдуманно гималайский медведь был исключен из Красной книги.

Уголовные ресурсы

Более 150 уголовных дел о незаконной добыче, обработке и перевозке морских биологических ресурсов возбудила прокуратура Дальнего Востока в ходе проверок, начавшихся в рыбной отрасли после убийства губернатора Магаданской области в Москве.

Морская Монголия

В порту Находка впервые увидели судно... под …монгольским флагом. Как прокомментировал его появление председатель Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков Николай Суханов, суда, которые раньше ходили под камбоджийским флагом, теперь предпочитают регистрироваться в Монгольском судовом регистре.

На велосипеде с сотовым

Из пос. Врангель отправился в свою тридцатую экспедицию на стареньком американском «Трэке» известный приморский путешественник Павел Конюхов. Он получил благословение от архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина на паломничество к мощам самого известного и почитаемого в России святого – Николая Чудотворца. Они находятся в итальянском городе Бари, куда Павел собирается добраться через 7 месяцев.

Вся война за спиной

В эти предпраздничные дни принимает поздравления с Днем Победы и с 80-летним юбилеем настоящий фронтовик и приморский писатель Игорь Иванович Рабеко. В его судьбе – черты судеб всего поколения: он еще был подростком, когда по чьему-то навету забрали и расстреляли отца...… Потом война и фронт – сразу после 10-го класса. Воевал на Сталинградском, Северо-Западном, Степном, Третьем Белорусском и Первом Дальневосточном – фактически вся война за спиной. Был и ранен, и награжден...… После войны служил на Тихоокеанском флоте, а потом – строил мирную жизнь на разных предприятиях Владивостока.

Последние номера