Елена Жиркова, учитель года-2003: Они свободнее, чем мы…

Почти всю неделю 13 претендентов из городов и сел Приморья представляли свои педагогические программы и даже вели уроки в школах и детских садах. К слову, уроки по-настоящему талантливые и творческие. И вот объявлен победитель: Елена Витальевна ЖИРКОВА, учитель графики и черчения школы № 5 г. Спасска-Дальнего. Кроме ценных подарков она станет обладательницей новой двухкомнатной квартиры в Спасске – об этом решении губернатора было объявлено сразу после конкурса.

29 апр. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1349 от 29 апр. 2003

Почти всю неделю 13 претендентов из городов и сел Приморья представляли свои педагогические программы и даже вели уроки в школах и детских садах. К слову, уроки по-настоящему талантливые и творческие. И вот объявлен победитель: Елена Витальевна ЖИРКОВА, учитель графики и черчения школы № 5 г. Спасска-Дальнего. Кроме ценных подарков она станет обладательницей новой двухкомнатной квартиры в Спасске – об этом решении губернатора было объявлено сразу после конкурса.

- Елена, говорят, профессия учителя сродни актерской?

- Совсем немного – в плане манеры держаться, владеть эмоциями. Но актер всю жизнь играет роль, а учитель должен быть искренним – он просто приходит в класс и проживает жизнь вместе со своими детьми.

- Урок черчения, признаться, для школьников не самый главный и часто нелюбимый предмет. У вас выходит по-другому?

- Я и сама долго считала черчение сухим и сложным для ребят. Потом сделала программу “Графика”, и стало интереснее. Потому что изменилась цель урока: научить ребенка выражать свои идеи и мысли на бумаге. В рисунке, как и в чертеже, – внутренний мир человека. Не зря психологи используют рисунок для диагностики внутреннего состояния ребенка. Вот и я узнаю по работе на бумаге отношение своих ребят к миру. Характер, настроение – это важно. А еще – дети фантазируют, формулируют мысли и отражают их графически. Это замечательное умение, которое потом, быть может, научит их менять мир вокруг себя…...

- Лена, а если бы вы не стали учителем, то кем?

- Занялась бы дизайном.

- Говорят, современные дети совсем лишены духовности…

- Абсолютная неправда. Они искренние, добрые, открытые и в сотни раз свободнее, чем мы, умеют защитить свое достоинство. Кажется, они из века успешных людей. Да, есть дети несчастные, не слишком любимые в семье и потому агрессивно настроенные – а какими они могут быть, если мир к ним не слишком добр? Но даже у такого внутри спрятана природная доброта, только никто никогда не учил ее выражать…...

- Но с тем, что дети совсем не читают, вы спорить не будете? Как сказала ваша коллега по конкурсу, “наших детей отняли у нас компьютеры и телевизоры”. Что с этим-то делать?

- Увы, эта проблема не школы, а семьи и семейных традиций. Читают в семье, учат тому же детей, говорят про это – будет ребенок читать, а нет – так чего ж ждать от детей? Мой сынок, ему 13 лет, очень любит читать, берет книгу в каждую свободную минуту, находит в этом удовольствие, собирает собственную библиотеку. Думаю, каждый человек рано или поздно все равно вернется к чтению – ну надоест и телевизор, и компьютер.

- Сейчас, когда идут модернизация школы,  новые предметы добавляют, что-то изымают. Как бы вы пересмотрели учебное расписание?

- Мыслей по этому поводу очень много. Я бы сильно поспорила, надо ли вводить информатику и компьютерные уроки в первом-втором классах. На мой взгляд, это ни к чему, пока у ребенка не сформировалось отношение к миру и не устоялась психика. Для подростка просто необходимы уроки психологии – тогда, когда он начинает искать себя, формирует отношения со сверстниками, и ему очень нужно в этом помочь. Но школьную программу не раздуешь, а вот перенести сеть дополнительного образования и творческого развития в школу, которая всегда близко к дому, расширить список кружков, студий – вот что очень и очень нужно!

- Елена, что, на ваш взгляд, составляет главную проблему современной российской школы?

- Материальная база.

- Включая зарплату учителя?

- Наверное, хотя лично я, как человек рациональный, научилась грамотно распоряжаться своей зарплатой. А вот для школы – хотелось бы современные компьютеры, новое оснащение спортзалов, бассейн...…

- Тем не менее школа заметно меняется. Что в этих изменениях самое важное?

- Убеждена, школьная система медленно, но верно становится гуманнее и добрее к ребенку, менее авторитарной и более бережной к его внутреннему миру. У себя мы разработали и защитили программу формирования субъектности каждого участника образовательного процесса.

- Что стоит за таким ужасным термином?

- На самом деле, очень простые и важные вещи: мы хотим, чтобы все – дети, родители, учителя – стали равноправными партнерами в общем деле образования. Чтобы мы были людьми, способными понимать и преобразовывать себя и мир.

Автор: Марина ИВЛЕВА, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»