Мойка – помойка

Чистый автомобиль - признак хорошего тона. Сверкающий на солнце, он сразу приковывает к себе внимание, доставляя немало удовольствия своему хозяину.

11 апр. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1340 от 11 апр. 2003

Чистый автомобиль - признак хорошего тона. Сверкающий на солнце, он сразу приковывает к себе внимание, доставляя немало удовольствия своему хозяину.

Для достижения такого эффекта существует несколько способов. Условно их можно разделить на цивилизованный - посещение специализированных автомоек и нецивилизованный - использование услуг неких людей, орудующих тряпками на улице за полцены. Ну и, конечно, если есть время и желание, то машину можно помыть и самому в собственном дворе абсолютно бесплатно. Так думает рядовой автовладелец.

А вот водители со стажем еще помнят, что за мытье машины у речки или у колонки в советские времена можно было поплатиться. Деньгами. Наказать могли и милиционеры, и егеря, и санитарные врачи. А что сейчас?

Оказывается, существует краевой закон об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, о котором многие даже не подозревают. И в нем сказано, что мойка транспортных средств в неотведенных местах запрещена. Это значит, что, если помыл машину у водоразборной колонки, колодца, на тротуаре, детской площадке или на берегу какого-то водоема, - будь добр заплатить штраф. Возникает вопрос: а что, всех тогда штрафовать нужно? Потому что никто не заставит гражданина регулярно оставлять в кассе автомойки определенную сумму денег, тем более за эту процедуру можно не платить вовсе. Следом назрел еще один вопрос: а кто за этим законом смотрит? Например, во Владивостоке. И с ним мы обратились в городское управление благоустройства. Один из его сотрудников ответил, что моет свою машину во дворе, потому что услуги автомойки не по карману. «Управление этим не занимается, обратитесь в санэпиднадзор», - заключил он.

Обратились в санэпиднадзор. Но и там ничего не поведали, кроме совета адресовать вопрос ГАИ. Что ж, краевая ГАИ, в свою очередь, ответила, что этот вопрос - не в ее компетенции. Патруль может пресечь «незаконные» водные процедуры, только если они будут мешать безопасности дорожного движения. Грубо говоря, если кто-то будет мыть машину на проезжей части.

Осталось выяснить, как на данный вопрос реагирует структура, которая в первую очередь обязана следить за всеми проявлениями правонарушений. Речь идет о милиции. Но, например, в Советском райотделе города нам тоже не спешили раскрыть секреты борьбы с автопомойками…

Чтобы разузнать это, мы отправились на берег Второй речки, где мойкой машин занимается небольшая группа людей мужеского пола. На обочине дороги стоят ведра, наполненные водой из речки. Они заменяют вывеску автомойки. Разговаривать вызвался приземистый мужичок, пропитанный парами алкоголя:

- Работаю я здесь уже два года. За одну машину беру 80 рублей.

- А вы знаете, что есть закон, согласно которому вам здесь работать нельзя? - спрашиваем его.

- Правда? - на лице неподдельное удивление. - Милиция знает, что мы здесь делаем. А гоняет она нас только, когда нечем больше заняться. Менты подъезжают редко, иногда взятку возьмут и уезжают. Зимой, правда, забрали нашего пацана. Ну, в отделении ему сказали пару слов, что среду загрязняет, и отпустили. И штрафов никаких с нас не требовали. Повесили они как-то рядом вывеску: мойка запрещена. Я слово «запрещена» заклеил. После этого они ее сняли. Вот и все наше общение с милицией. И кто только этот закон придумал? Ведь во время дождя вся грязь с берегов точно так же стекает в речку. Да и все равно речка-то грязная. Так что экологию мы не нарушаем.

Пока мы беседовали, подъехала «легковушка»:

- Сколько?

- 80 рублей.

- За столько и в автосервисе помоют.

- Тогда 50.

И новый клиент уже в ожидании, когда его машина станет чистой.

В специализированной автомойке такая услуга стоит в среднем 150 рублей. Поэтому к фирменным мойкам подъезжают машины посолидней.

Запретить остальным мыть машины подешевле или бесплатно - все равно что заставить использовать бензин подороже. Да никто и не пытается.

Автор: Вера КОНЮХОВА, специально для «В»