Вези меня, извозчик…

Эту историю читательница «В» Ольга Ивановна рассказала, позвонив на «Прямую линию», которую наша газета проводила совместно со специалистами отдела по защите прав потребителей администрации края. Ольге нужно было отвезти сына-грудничка в медицинский центр на обследование – с Тихой на Вторую Речку. Зимой. Процедура, как вы понимаете, не самая удобная. Ольга решила не завязываться с общественным транспортом, а заказать такси. Оформила заказ заранее, предупредила оператора, что домашнего телефона у нее нет, но есть пейджер для связи. Оператор выяснила номер дома, подъезда, квартиры, есть ли код на дверях…

11 апр. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1340 от 11 апр. 2003

Эту историю читательница

«В» Ольга Ивановна рассказала, позвонив на «Прямую линию», которую наша газета проводила совместно со специалистами отдела по защите прав потребителей администрации края. Ольге нужно было отвезти сына-грудничка в медицинский центр на обследование – с Тихой на Вторую Речку. Зимой. Процедура, как вы понимаете, не самая удобная. Ольга решила не завязываться с общественным транспортом, а заказать такси. Оформила заказ заранее, предупредила оператора, что домашнего телефона у нее нет, но есть пейджер для связи. Оператор выяснила номер дома, подъезда, квартиры, есть ли код на дверях…

«В день поездки такси пришло в 9 часов, то есть на 30 минут раньше, - это уже цитата из заявления, которое Ольга Ивановна написала по совету Валентины Глазыриной и Нины Забегаевой. - Я сказала, что оформляла заказ на 9.30, и предложила водителю подождать, пока мы с малышом окончим сборы. Водитель ждать отказался и сказал, что нам пришлют другую машину. К 9.30 я вышла на улицу и стала ждать такси. Через 20 минут пошла к телефону-автомату, чтобы выяснить, почему нет машины. Там мне ответили, что специально выслали машину на полчаса раньше, потому что на дорогах заторы. На мой вопрос, почему меня об этом не предупредили заранее, почему ничего не знал водитель и будет ли теперь выполнен мой заказ, мне ничего вразумительного не ответили, сказали, что сейчас выяснят, можно ли быстро прислать автомобиль, и сообщат мне. Я позвонила в медцентр и выяснила, что позже нас не примут, так что и ехать уже бесполезно. Позвонила снова в фирму такси, чтобы снять заказ, но это и не требовалось – машины для меня у них все равно не было.

Я еще раз записала ребенка на прием и снова заранее заказала такси

– в другой фирме. Объяснила оператору, что один раз меня уже подвели, что это очень важно. Меня заверили, что проблем не будет, что их водители приезжают даже немного раньше. На следующий день я вышла на улицу за 10 минут до назначенного времени. Такси не было. Я подождала четверть часа и позвонила в фирму, чтобы выяснить: ждать мне машину или добираться самой. Диспетчер мне ответила: «Добирайтесь сами». По какой причине не пришло такси, мне не сказали. Я вышла на дорогу, поймала частную машину и успела все же на прием к врачу. Замечу, что все эти звонки, ожидания, попытки поймать частника оба раза происходили в сильный мороз и с четырехмесячным ребенком на руках».

Если вы помните, читатель, тогда, на

«Прямой линии», специалисты отдела пообещали принять меры по фактам, изложенным Ольгой Ивановной.

Цитируем акт проверки фирм-извочиков, проведенной отделом по защите прав потребителей совместно с краевым отделением Российской транспортной инспекции:

«Офис располагается в арендованной квартире (приводится адрес одной из хрущевок в спальном микрорайоне Владивостока), сама фирма официально не зарегистрирована. Медицинское освидетельствование водителей перед выходом на линию не производится. На линии работает 25 машин, кассовые аппараты установлены в 10.

В журнале регистрации заявок стоит отметка о том, что заказ гражданки выполнен. Водитель, выполнявший заказ, в настоящее время уволился, диспетчер объяснить невыполнение заказа не может.

По результатам проверки за халатное отношение к работе диспетчерам строго указано. Приморским отделением Российской транспортной инспекции за некачественные услуги фирмам вынесено предупреждение, в случае повторных нарушений будут приняты более жесткие меры вплоть до аннулирования лицензии

».

После проверки к Ольге Ивановне приезжали представители обеих фирм-перевозчиков. Ей принесли извинения, вручили призовую карту на несколько бесплатных поездок. Хеппи-энд? С одной стороны, да: человек не махнул рукой на грубое нарушение своих прав потребителя, поступил так, как всем нам в идеале надо бы. Нерадивые исполнители забеспокоились, все решено к всеобщему удовольствию.

С другой стороны, картинка вырисовывается такая: правительством Российской Федерации до сих пор не утверждены единые правила предоставления населению услуг пассажирских автомобильных перевозок на коммерческой основе. Соответственно, каждая контора устанавливает свои порядки (помню, как, заказав такси в новогоднюю ночь, провела веселенькие 40 минут у домашнего телефона, пытаясь дозвониться и выяснить, почему опаздывает машина и будет ли она вообще) и старается максимально снизить свою ответственность. Именно поэтому многие городские такси не принимают заказы, сделанные по телефону-автомату или с пейджером в качестве средства связи; не считают нужным проверять состояние здоровья водителей; не пользуются кассовыми аппаратами; в конце концов просто неизвестно, застрахованы ли пассажирские места в такси. Последнее, кстати, очень важно. В Нью-Йорке, например, если человек пострадал во время аварии, находясь в такси, он может получить страховое возмещение ущерба, даже если сам страховки на такой случай не имел. В Москве практически все фирмы-перевозчики, имеющие сайты в Интернете, упоминают о том, что страхуют своих пассажиров.

Мы же

– в данном случае безнадежная провинция - вверяем свою жизнь в не очень ответственные руки.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, "Владивосток"