В гипермаркет за хлебом, или Почему Владивосток не Москва

Куда среднестатистический житель Владивостока отправляется за покупками? Конечно же, на различного рода рынки. Контейнерные, сельскохозяйственные, китайские… Аргумент очевиден – дешевле. Это выглядит аксиомой. Но что вы скажете, уважаемые потребители, увидев в изобилии те же товары по аналогичной цене (а то и дешевле) на полках огромных магазинов самообслуживания? Думаю, на базар уже не пойдете.

10 апр. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1339 от 10 апр. 2003

Куда среднестатистический житель Владивостока отправляется за покупками? Конечно же, на различного рода рынки. Контейнерные, сельскохозяйственные, китайские… Аргумент очевиден – дешевле. Это выглядит аксиомой. Но что вы скажете, уважаемые потребители, увидев в изобилии те же товары по аналогичной цене (а то и дешевле) на полках огромных магазинов самообслуживания? Думаю, на базар уже не пойдете.

Автору этого материала недавно довелось побывать в Москве. Там такая форма покупок уже несколько лет как стала реальностью. Основной упор делается на продукты питания, из непродовольственного ассортимента – всего понемногу. Супер- и гипермаркеты зарубежных и отечественных торговых сетей активно завоевывают потребителя, причем иностранцы способны совмещать приличный уровень сервиса (например, бесплатный автобус, который привезет вас к магазину от ближайшей станции метро) с низкими ценами. Как им это удается? Свою роль играют крупнооптовые закупки товара, минимизация расходов на аренду (используются окраинные площади), транспортировку и зарплату сотрудникам, большой оборот и неограниченные финансы, тонко просчитанная ценовая политика, консолидированный бюджет – компенсирование издержек одного магазина (допустим, в Москве) прибылью других (к примеру, в Париже), и т.д. В общем, попав в подобный магазин, чувствуешь себя как в сказке – и недорого, и разнообразно, и удобно. И, что особенно приятно, не обвешивают на пружинных весах.

Не на шутку захотелось увидеть что-нибудь похожее и в приморской столице. Однако, как объяснила корреспонденту “В” заместитель председателя краевого комитета по торговле и защите прав потребителей Светлана Чистоклетова, до гипермаркетов Владивосток, Уссурийск и Находка еще не доросли. 

– Во-первых, развитие торговли тесно взаимосвязано с состоянием экономики, а здесь Владивосток Москве не конкурент, – поясняет Светлана Ивановна. – Европейские сети пока к нам не собираются – видимо, не уверены в платежеспособности населения, к тому же город не слишком крупный, хотя и лидер розничного оборота на Дальнем Востоке. Соседи по АТР в торговлю инвестируют, но собственных “маркетов” не открывают. Зато у нас есть и свои широко известные “сетевики” – “Владхлеб”, “В-Лазер”, “Тихоокеанская торгово-производственная компания” и др., торговые дома “Игнат” и “Золотой Рог”. Сейчас во Владивостоке строится несколько больших магазинов, которые смогут удовлетворить потребности владивостокцев.

Потребности, заметим, весьма ограниченного круга лиц с доходами выше среднего. Высокая аренда, дорогостоящая “начинка” супермаркетов, а кроме того, ставка на покупателей с толстым кошельком неизбежно отражаются на конечной цене товара. Сходная ситуация наблюдалась и в первопрестольной, пока не пришли они, мировые торговые сети...

Наивно видеть в гигантизме одно только благо. С иностранцами практически невозможно конкурировать: их возможности на порядок выше.  “Технология вторжения” была опробована на Польше в середине 90-х: результат – оккупация 78 процентов торгового оборота страны. Вот и в Москве объединившиеся в ассоциацию столичные операторы розничной торговли уже вовсю конфликтуют с “пришельцами”, уличая последних в демпинговой ценовой политике и вымогательстве денег у производителей за размещение их товара на полках.

Владивостоку до этого еще далеко. Тем не менее торговля становится более цивилизованной. Налицо сокращение количества рынков – со 198 на 1 января 2002-го до 137 на 1 января 2003-го (данные по краю), расширение обустроенных торговых площадей. Но уповать на ценовой прорыв в ближайшем будущем безосновательно. Хотя бы потому, что обязательные составляющие дешевизны – гигантские объемы продаж… и иностранные сети. Выход в гиперпространство пока откладывается.

Автор: Юрий ГОВОРУШКО, специально для «В»