Значит, это кому-нибудь нужно

Количество прибывающих в краевой центр туристов вот-вот пойдет в рост. Ибо в нашем славном городе теперь есть не только местный Арбат, брусчатизированные тротуары и благоустроенная набережная, но и такая необходимейшая вещь, как многочисленные биотуалеты, “высаженные” под первые лучи апрельского солнца.

9 апр. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1338 от 9 апр. 2003

Количество прибывающих в краевой центр туристов вот-вот пойдет в рост. Ибо в нашем славном городе теперь есть не только местный Арбат, брусчатизированные тротуары и благоустроенная набережная, но и такая необходимейшая вещь, как многочисленные биотуалеты, “высаженные” под первые лучи апрельского солнца.

Как рассказали “В” в управлении благоустройства и содержания города, проблема общественных туалетов назрела давно и наконец-то нашла достойное решение. Оборонщики с местного завода «Дальприбор» изготовили 201 биотуалет стоимостью около 15000 руб. каждый, а с конца марта началась перевозка агрегатов к пунктам дислокации. К 1 мая этого года клозеты будут обустроены в более чем 40 точках Владивостока.

Проект осуществляется совместно с ООО “Монолит-ДВ”, которое отвечает за расстановку и техобслуживание агрегатов, которое, впрочем, не составляет особого труда. Пока ежедневным вывозом жидких бытовых отходов занимается “Спецавтохозяйство”, но в перспективе – закупка собственной ассенизаторной машины.

Цена услуги аналогична стоимости проезда в автобусе – пять рублей. Однако, как заверили почему-то в управлении, получение прибыли не является главной целью. Ведь в городе уже несколько лет действует фирма, занимающаяся “туалетным бизнесом”: их уборные синего цвета наблюдаются лишь в самых оживленных точках, где они приносят наибольшие барыши. Совсем другая миссия у новых зелено-красных домиков (кстати, выполненных в той же цветовой гамме, что и ряд автобусных остановок, сделанных опять-таки «Дальприбором»). Их размещение во многих случаях окажется заведомо невыгодным – зато будут учтены, например, потребности водителей-частников, для чего туалеты поставят на 16 конечных остановках. Появятся они и в местах проведения массовых мероприятий, на рынках и площадях.

Стоит сказать пару слов о конструкции железных клозетов. Отечественный сортир, конечно, не лучший в мире, но свои достоинства имеет. Главный положительный момент – отсутствие запаха, достигаемое благодаря применению химикатов. Поскольку эти агрессивные вещества разъедают металл, использовано антикоррозийное напыление. Срок эксплуатации такого нужника – 3 года, вес – 120 килограммов, что позволяет его носить вручную. Неприятный минус – туалеты смогут служить горожанам только в теплое время года, однако в будущем не исключено появление “зимней альтернативы”, полагают специалисты управления благоустройства.

Можно, конечно, поспорить об эстетическом воздействии подобных клозетов на облик приморской столицы. Неплохо было бы, допустим, как-то отгородить туалетные блоки (не каждый без смущения у всех на виду нырнет в кабинку), сделать услугу бесплатной или вовсе заменить сделанные по антивандальной технологии полуоткрытые будочки стационарными уборными. Но все это влечет за собой дополнительные затраты времени и средств. В любом случае, даже в настоящем виде туалеты свою функцию выполнять будут, хотя какой-нибудь привередливый француз туда, возможно, и не зайдет, а американским матросам не до Владивостока.

P. S. Не полагаясь на слова чиновников, мы решили протестировать дальприборовские кабинки. Оказалось не так уж и плохо. Обстановка, конечно, спартанская, ничего лишнего. Зато – чисто. Дефицит пространства восполняется достаточной высотой – не приходится сгибаться в три погибели, как в некоторых “малоформатных” маршрутках. Однако отсутствует туалетная бумага. Возможно, столь дефицитный товар будет предоставляться клиентам исключительно по требованию, но будем надеяться, что пипифакс все-таки займет свое место в интерьере походного туалета.

Автор: Юрий ГОВОРУШКО, специально для «В»