Кролики гексоген не едят

История эта началась почти семь лет назад, когда на складе боеприпасов в одной из воинских частей, расположенных в Партизанском районе, была обнаружена пропажа взрывчатки. А закончилась в начале весны нынешнего года в зале районного суда. Преступление было раскрыто сыщиками межрайонного отдела управления по борьбе с организованной преступностью по Находкинской зоне и расследовалось военной прокуратурой Находкинского гарнизона. О состоявшемся недавно судебном процессе по этому делу вкратце уже сообщал «В».

9 апр. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1338 от 9 апр. 2003

История эта началась почти семь лет назад, когда на складе боеприпасов в одной из воинских частей, расположенных в Партизанском районе, была обнаружена пропажа взрывчатки. А закончилась в начале весны нынешнего года в зале районного суда. Преступление было раскрыто сыщиками межрайонного отдела управления по борьбе с организованной преступностью по Находкинской зоне и расследовалось военной прокуратурой Находкинского гарнизона. О состоявшемся недавно судебном процессе по этому делу вкратце уже сообщал «В».

РЫБУ МОЖНО ГЛУШИТЬ

Дело было так. В один из майских дней 1995 года Сергей С. заступил на службу на своем объекте. В его обязанности входили  осмотр и охрана шести площадок и двух хранилищ с вооружением. Начальник караула и другой часовой в это время находились в караульном помещении, и фактически охранял объект он один. К одиннадцати часам Сергей С. подошел к площадке № 6, где, как уже знал, хранились взрывчатые вещества (ВВ). Как свидетельствует из его показаний, он увидел, что брезентовый футляр на одной из катушек разорван и из него торчит цилиндр ВВ. Часовой взял этот цилиндр и спрятал его у себя под курткой. Потом незаметно для других пронес его в караульное помещение и положил в свою сумку. Утром следующего дня похититель вынес взрывчатку за пределы части, принес домой и спрятал во дворе в клетке для кроликов. Кролики, как известно, гексоген  не едят.

Согласно заключению взрывотехнической экспертизы похищенные предметы являются промышленно изготовленными зарядами А-Х1-2 массой по 970 граммов каждый. Классифицируется как «изделие 4003». Оно представляет  собой бризантное взрывчатое вещество, изготовлено на основе гексогена и алюминиевой пудры. Может использоваться в качестве дополнительного детонирующего заряда в артиллерийских снарядах, авиабомбах и для других целей.

Приобретение нужно было опробовать. Как значится в показаниях Сергея С., он рассказал одному из своих родственников, что имеет хорошую штуку, которой можно глушить рыбу. Родственник изготовил нехитрое взрывное устройство, которое приводилось в действие с помощью автомобильного аккумулятора. Пробную бомбочку в присутствии еще одного знакомого взорвали на реке Партизанской. Испытатели пришли к выводу, что для браконьерского промысла она вполне годилась. Вряд ли в то время у похитителя взрывчатки были мысли о том, что его добыча могла быть использована для убийства и разрушения.

Дальше – больше. Уже в конце мая – начале июня 1995 года, вновь заступив на службу, Сергей С. зашел в списанное хранилище, где обнаружил мешок с двумя отрезками секции шнурового заряда ВВ в виде цилиндров, а также несколько цилиндров в полиэтиленовом пакете – всего 21 штуку. Как бы бесхозные.

Ему бы взять и доложить о находке начальству как положено. Ведь в соответствии с трудовым договором, заключенным между ним и войсковой частью, он обязан бережно относиться к имуществу работодателя, незамедлительно сообщать начальнику о возникновении ситуации, представляющей угрозу для жизни людей и сохранности имущества. Но - корысть взяла свое. Охранник вынес мешок в лесок на территории объекта, где закопал до времени. Там взрывчатка хранилась в земле до июля 2002 года.
 
«ИГРУШКИ» ТЕРРОРИСТОВ

К тому времени чеченские террористы вполне доходчиво объяснили всему миру, для чего может пригодиться гексоген. В крае звучали отголоски взрывных криминальных разборок. Тогда хозяйственный вохровец решил, что на продаже взрывчатых веществ можно неплохо заработать.

Еще одна деталь, проливающая свет на порядки, царящие на военных складах, где хранятся столь опасные материалы. По данным военной прокуратуры Находкинского гарнизона, которая производила опрос свидетелей по этому делу, в 1995 году на объекте, о котором идет речь, была обнаружена недостача элементов «изделия 4003». По факту хищения было произведено административное расследование, в результате которого пришли к выводу, что недостача образовалась во время сдачи образцов взрывчатки на физико-химическое исследование (ФХИ). Были приняты меры по оборудованию площадок и хранилищ, чтобы в дальнейшем предотвратить хищения ВВ.

Осенью 2002 года взрывчатые вещества данного вида были вывезены в другую часть. По акту приемки претензий по количеству и комплектности нет. Сообщается также, что 10 «изделий 4003» были уничтожены, в том числе и то, из которого в 1995 году были похищены элементы ВВ.

В ноябре 2002 года Сергей С. решил продать хранившееся у него взрывчатое вещество. Покупателей начал искать через своего друга Б., рассказав ему о том, что у него есть 20 цилиндров ВВ. Покупатель вскоре сыскался. Для пробы ему передали одну штуку, за которую было заплачено три тысячи рублей. При этом договорились, что если товар «понравится», то возьмут и все, что осталось.

Тем временем человек, который пожелал купить гексоген, назначил встречу во Фроловке. В назначенное время Сергей с женой сложили ВВ в сумку и пакет, пришли к клубу, где их ждал покупатель. Сели к нему в машину, где и передали свой груз в обмен на 3000 долларов в 30 купюрах по 100 долларов каждая. В этот момент к ним подошли сотрудники милиции, которые в присутствии понятых изъяли у покупателя взрывчатку в количестве 18 цилиндров, а у продавцов – деньги. Так завершилась операция по задержанию торговца веществом, которое может быть смертельным оружием.

НЕКТО В ЦИЛИНДРЕ

Сыщики УБОП узнали о том, что некто ищет покупателя на взрывчатку, из оперативных источников. С ведома Партизанского РОВД приступили к разработке подозреваемого. В операцию под видом покупателя внедрили своего сотрудника. Именно он и произвел контрольную закупку одного предмета, предполагавшегося как взрывчатка. Этот цилиндр был срочно отвезен во Владивосток на исследование в экспертно-криминалистическое управление. Было получено официальное заключение, что купленный предмет представляет собой взрывчатое вещество. Тогда решили изъять оставшееся «изделие 4003» вместе с продавцом, чтобы предотвратить его, изделия, попадание в криминальную среду. 

Согласно сообщению из ИЦ УВД Приморского края Сергей Александрович С. ранее привлекался к уголовной ответственности и на момент совершения преступления являлся судимым. Осужден 4 августа 1993 года народным судом города Лесозаводска, часть 3 статьи 89 УК РСФСР,  за кражу государственного имущества на четыре года лишения свободы условно с пятилетним испытательным сроком.

Подозреваемый запираться не стал. Слишком явными были улики. К тому же ему очень хорошо объяснили, что было бы, если бы  «изделие 4003» использовалось бандитами во время криминальных разборок или экстремистами для террористического акта. По его словам, на такой поступок его подвигло исключительно безденежье, желание заработать. В обвинительном заключении военной прокуратуры Находкинского гарнизона были отмечены такие смягчающие обстоятельства,  как активное способствование раскрытию преступления, наличие малолетнего ребенка и серьезная болезнь жены. Учитывая эти обстоятельства, суд Партизанского района назначил Сергею С. меру наказания в виде шести лет лишения свободы с содержанием в колонии усиленного режима. Приговор для такого рода преступлений весьма щадящий. Другое дело, если бы прослеживалась связь с злоумышленниками, готовившими террористический акт.

Вместо послесловия. Вряд ли кто-нибудь полагает, что похититель взрывчатки был столь наивным, что не думал, для какого промысла в последнее время так часто используются ВВ. Бедность – слабое оправдание для его деяний. Краденый гексоген мог громыхнуть в любом регионе страны, принеся людям боль и разрушения. И виноват не только нечистый на руку охранник. А также те, кто принял на ответственный пост человека, уже судимого за аналогичное преступление. А также те, кто не обеспечил строгой сохранности боеприпасов на военном объекте. А также…...

Автор: Виталий ТУЗЮК, «Владивосток»