От двух до семи

Чтобы не просто выжить, но и создать для своего ребенка комфортные условия, в большинстве семей должны работать не только отцы, но и матери. К тому же современная женщина, даже не испытывающая материальных затруднений, редко соглашается надолго заточить себя в четырех стенах. Однако количество детских садов неуклонно сокращается. Сейчас в России около 50 тысяч государственных и ведомственных дошкольных учреждений и более двух тысяч частных. За 10 лет число первых уменьшилось на 40 процентов, вторых – в 10 раз, количество третьих растет.

2 апр. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1334 от 2 апр. 2003

Чтобы не просто выжить, но и создать для своего ребенка комфортные условия, в большинстве семей должны работать не только отцы, но и матери.
К тому же современная женщина, даже не испытывающая материальных затруднений, редко соглашается надолго заточить себя в четырех стенах. Однако количество детских садов неуклонно сокращается. Сейчас в России около 50 тысяч государственных и ведомственных дошкольных учреждений и более двух тысяч частных.
За 10 лет число первых уменьшилось на 40 процентов, вторых – в 10 раз, количество третьих растет.
По сообщению управления дошкольного образования Минобразования страны, в настоящее время недостает ясельных групп, в детсадах нет ставки врача, возникли проблемы с инвентарем, обучающим материалом и игрушками, за содержание ребенка теперь приходится платить намного больше, чем в прошлые годы.

В  БАНКЕ ДАННЫХ З00 ДОШКОЛЯТ 

Надеждинский район не лучше и не хуже других в Приморье – рожают меньше, чем 10 лет назад, а из-за безработицы многие не в состоянии оплачивать пребывание ребенка в дошкольном учреждении. В банке данных района, по словам методиста дошкольного воспитания Натальи Чернокозинской, числятся 300 малышей, которые, не посещая детсад, плохо питаются и недостаточно развиваются. Как результат – в школу приходят слабо подготовленные первоклассники, которых необходимо сначала научить общаться, привить им усидчивость, обучить азам, которые знакомы их детсадовским сверстникам, и лишь потом браться за школьные премудрости.

Количество детсадов в районе пока не сократилось, но по большей части они наполовину пустуют. Уменьшились число групп и их наполняемость, нынче в муниципальные учреждения ходят 880 детей, в ведомственные – 120. В детском саду № 29 поселка Тавричанка, рассчитанном на 200 малышей, сейчас по списку 90, как правило, приходят около 60 – кто-то заболел, кого-то родители не привели по другой причине. Прекрасное здание пустует. И ведь даже в аренду не сдашь помещения. Детям от этого, конечно, не хуже – теперь у них есть спортивный зал, театральная студия, комната быта, зимний сад и многое другое. Маленький коллектив воспитателей изощряется как может. В ближайшее время здесь рассчитывают открыть санаторно-оздоровительную группу для детей всего района. Здорово, конечно, ведь в саду есть прекрасно оборудованный медицинский кабинет, у каждой группы отдельные спальни и игровые комнаты. Правда, пока неизвестно, во сколько обойдется родителям такая услуга. По крайней мере за пребывание в обычной группе сейчас приходится платить 350 рублей в месяц, а совсем недавно всего 200. Но и такие деньги не всем по карману, хоть и не идут они ни в какое сравнение, например, с Ханты-Мансийском, где платят 1114 рублей (в Москве, между прочим, 150).

Во многих детсадах с родителей берут еще и дополнительную плату – на охрану, игрушки, дидактический материал и дополнительные образовательные услуги. Детям (или родителям) из Тавричанки повезло: хореографии, кулинарии, театральному искусству и многому другому их учат совершенно бесплатно. Энтузиасты, получающие мизерную зарплату, находят в себе силы и желание, чтобы часами создавать развивающие игры, разрабатывать методички. Ведь в саду не хватает не только посуды – уже стали приносить оловянные кружки, но и игрушек, без которых трудно представить жизнь ребенка. На питание в день тратится 16 рублей 50 копеек. Дома на такие деньги ребенка не накормишь, а тут умудряются так готовить, что на тарелках практически ничего не остается. Хотя, естественно, о разнообразии фруктов или кисломолочных продуктов говорить не приходится.

Заведующая этим детсадом Валентина Дябина с удовольствием рассказывала о своих подчиненных, о 20-летнем юбилее своего учреждения, на который недавно собрались и бывшие выпускники, и друзья-спонсоры, и коллеги. Говорила о том, что лишь по 50 рублей собирают с родителей в конце года на ремонт здания. И это действительно небольшая сумма – в других местах платят больше. Но за красивым фасадом скрывается много проблем – давно, к примеру, надо бы поменять мебель, неплохо бы обзавестись каким-нибудь транспортным средством, чтобы подвозить детей из отдаленных районов: тогда вместо оставшихся четырех групп, если уж не все 10, то еще парочка бы вновь заработали. А ведь всего 5 лет назад этот прекрасный сад посещали 160 детишек.

ДЛЯ ЕДИНСТВЕННОГО И НЕПОВТОРИМОГО

Обеспеченные родители, не желающие нанимать няню или гувернантку, предпочитают для своих чадушек частные садики. Там ребенка кормят не на 16 рублей в день, в группе всего несколько детишек, каждому из которых уделяется максимум внимания, а главное – у них множество дополнительных занятий. Хорошо это или плохо? Некоторые специалисты считают, что в частных дошкольных учреждениях дети устают от лишних знаний и у них пропадает желание узнавать что-то новое.

С этим не согласна заведующая одним из владивостокских детсадов Валентина Щирова: «Если не совершать основную ошибку, натаскивая ребенка к школе, а уделять первоначально внимание общей его подготовке, ни «лишних» знаний, ни переутомления не будет».

Этот детский сад – типичный продукт перестройки. Когда-то он был ведомственным – принадлежал богатейшему «Дальморепродукту». Нынче остался лишь под его юрисдикцией, а финансово-хозяйственную деятельность ведет самостоятельно. Это пока не частное учреждение, есть надежда, что таковым и не станет. Пока же ребятишки многих сотрудников ДМП посещать детсад не могут, так как родители не в состоянии платить в месяц 3,5 тысячи рублей. Плюс ежегодный взнос на ремонт в сумме 500 рублей. Поэтому детсад, рассчитанный на 200 человек, посещают сейчас только 75.

Что получает ребенок за такие немалые деньги? Прежде всего удивительное внимание, ведь с каждой группой работают двое воспитателей и их помощник. Кроме того, здесь трудятся освобожденные специалисты: музыкальный руководитель, хореограф, инструктор по физкультуре, эколог, специалист по математике, учитель английского языка, преподаватель изостудии. Пока свободна ставка психолога. К каждому маленькому человечку здесь относятся как к личности. При мне, несмотря на кабинетную систему, преподаватель изостудии собрала кисточки-карандаши, чтобы провести урок в группе – туда пришли трое новеньких малышей, которым еще нужно привыкнуть к новой жизни. Их психику оберегают, гладят по головкам и ни в коем случае не повысят на них голос. Как, впрочем, и на любого ребенка, и на взрослого, уважение к человеку на первом месте.

Этот детский сад – единственный в крае, который работает по программе «Учимся, играя», разработанной Валентиной Щировой. За нее Валентина Ильинична удостоена многих наград. Оставшееся от богатых времен здание выглядит волшебно – каждый кабинет окрашен в соответствующий цвет и оборудован в зависимости от стоящих перед педагогом задач. Кабинетов много: математических игр, музыкальный, английского языка, изобразительного искусства...… Прекрасно оснащен физиокабинет. В библиотеке все как у взрослых – формуляры, каталоги. В общем, по выражению специалистов, обычная сюжетно-ролевая игра. Если бы только она была доступна всем детям. Как и питание на 800 рублей в месяц, когда у детей есть все – фрукты, соки, творожок…...

По сравнению со многими муниципальными дошкольными учреждениями этот детский сад – сказка. Только дорогая. Сейчас он доступен лишь для хорошо обеспеченных родителей, хотя и раньше открытым для всех смертных не был – кроме сотрудников ДМП желающие могли попасть в него по большому блату. Дороговизна, правда, понятие относительное. В Москве, например, плата за частный детсад (с усиленной подготовкой к школе, медицинским обслуживанием, развлекательными мероприятиями, доставкой ребенка в сад и обратно) составляет от 300 до 700 американских долларов в зависимости от пакета предоставляемых услуг и возраста воспитанника.

РАЗНЫЙ СТАРТ

Рынок диктует свои правила, порой очень жестокие. Ведь нет родителей (не будем сейчас говорить об асоциальных семьях), которые не желали бы своему ребенку добра. Всем хочется, чтобы малыша и кормили, и воспитывали, и учили ласковые люди и настоящие профессионалы, девиз которых, как у Валентины Щировой и ее коллег: «Создадим дом уютный, теплый, добрый». Вот только количество детских дошкольных учреждений в Приморском крае за последние семь лет сократилось с 853 до 545, материальная база большинства из них оставляет желать лучшего, а плата за посещение неуклонно растет. Частные же сады тем более доступны лишь ограниченному кругу людей. Как результат – малыши остаются дома, нередко попадают под влияние «улицы». Такие дети слабо подготовлены к школе: у них нет ни физической, ни нравственно-волевой, ни мотивационной готовности, об интеллектуальной и говорить не приходится. Не имеющие работы мамы и папы, не посещающие дошкольные учреждения и соответственно не подготовленные к учебе дети создают замкнутый круг, из которого трудно выбраться: плохо успевающий ученик не поступит в вуз, не получит образования и в результате займет нишу безработных родителей. У наших детей разный старт в жизни. Этот старт даем мы – именно сейчас идет набор в детские дошкольные учреждения, без посещения которых, по утверждению специалистов, ребенка трудно подготовить к дальнейшей жизни.

Автор: Галина КУШНАРЕВА, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток