Спасите гарем!

30 марта 1970 года на экраны СССР вышел фильм второй категории (это значит, что его практически не рекламировали и пускали в маленьких кинотеатрах) «Белое солнце пустыни». Вышел – и побил все рекорды проката и зрительской любви.

28 март 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1332 от 28 март 2003

30 марта 1970 года на экраны СССР вышел фильм второй категории (это значит, что его практически не рекламировали и пускали в маленьких кинотеатрах) «Белое солнце пустыни».
Вышел – и побил все рекорды проката и зрительской любви.

ИСТОРИЯ

Валентин Ежов на момент создания сценария был мэтром, а  Рустама Ибрагимбекова взял в соавторы по нацпринадлежности - как знатока местного колорита. Уже после выхода фильма Ибрагимбеков признался, что никогда в глаза не видел песков Азербайджана и всю жизнь провел в Москве (кстати, по сценариям Рустама ныне сняты такие гиганты, как «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник»). Снимать картину поочередно отказывались Андрон Кончаловский, Чулюкин, Кеосаян, Жалакявичюс и даже Тарковский. Все они считали фильм бесперспективным. В конце концов сценарий попал в экспериментальную студию Чухрая (созданную в 1965 году специально для производства «кассовых» фильмов) и был предложен Владимиру Мотылю. Он тоже видел рыхлость композиции, некую скоропалительность, но… «То, что я от авторов сценария получил карт-бланш на импровизацию, - великое дело, - рассказывает Владимир Яковлевич. - Конечно, не я один отступал от сценария, но не в таком масштабе - 60 процентов! Я придумал Катерину Матвеевну и изменил образ Верещагина».

АКТЕРЫ

Изначально на роль Сухова был приглашен Георгий Юматов, имевший большие проблемы с алкоголем. Буквально за сутки до начала съемок он ввязался в пьяную драку. Юматов просил своих обидчиков не бить его по лицу: никакой грим не поможет убрать синяки. Но те, как назло, били именно по «портрету». Ни о какой главной роли после этого не могло быть и речи. Тут и пригласили сниматься Кузнецова, который ради «Белого солнца» отказался от другой картины.

На роль Верещагина режиссер долго искал актера. Павел Луспекаев был одним из последних претендентов. К тому времени у Павла уже были ампутированы ступни (у него была тяжелая форма эндартериита), актер ходил на протезах, но встретил Мотыля на пороге своей квартиры, изящно опираясь лишь на тоненькую палочку… На съемках за Павлом везде следовала его супруга и несла алюминиевый стульчик. Павел через каждые 20 метров говорил ей: «Подставь», садился и давал отдых ногам... На самой съемочной площадке он работал на равных со здоровыми актерами, не позволяя проявлять к своей персоне снисхождения и жалости. После съемок Луспекаев всегда садился у моря и опускал ноги в воду. И все сцены на баркасе он сыграл сам, без дублеров. Актер вечерами собирал вокруг себя людей: читал отрывки из пьес, играл на гитаре, пел...

Катерину Матвеевну искали по всем городам и весям. Режиссер видел в ней главную изюминку фильма. В конце концов одухотворенное лицо и загадочная улыбка молодой журналистки Галины Лучай покорили режиссера. Правда, фигура Галины значительно отличалась от намеченного кустодиевского типа. И если плечи и бедра можно было уплотнить при помощи специальных подкладок, то полные ноги не нарастишь… Было решено снимать Катерину Матвеевну по частям - ноги отдельно. Ассистент режиссера, гуляя по Петербургу, смотрел не на лица встречных дам, а на «ходовую» часть. Так и нашлись ноги Катерины Матвеевны…

Первые четыре месяца съемок роль Гюльчатай играла артистка цирка Татьяна Денисова. Но затем она уехала в выгодную загранпоездку с цирком. Ассистенты бегали по школам и институтам северной столицы, пытаясь найти девушку, которая вписывалась бы в уже созданный образ. И такое сокровище нашлось в хореографическом училище имени Вагановой, и ее тоже звали Таней. Сдав в училище экзамены, Татьяна Федотова выехала на съемки. Именно ей было суждено стать народной любимицей.

Судьба Петрухи – Николая Годовикова после съемок сложилась не по-голливудски. В его жизни были и армия, и тяжелое ранение в бытовой драке, и судимость. Как ни странно, вернуться к актерской работе ему тоже помог… криминальный авторитет, любивший «Белое солнце». Сейчас актер снимается в небольших ролях в «Улице разбитых фонарей» и «Агенте национальной безопасности».

ВОКРУГ СЪЕМОК

Бюджет фильма - 500 тыс. руб. сметы (доллар тогда стоил 65 коп). Учитывая, что снимать надо было и в Каракумах, и в средней России, и в павильонах в Петербурге, это очень мало. Мотыль не уложился - перерасход составил примерно 150 тыс. рублей. Однако прибыль «Белое солнце» принесло огромную – в первый же год фильм купили 100 стран!

Часть съемок проходила в Дагестане. В Махачкале случилась беда: киношников обокрали подчистую, пропали костюмы, сабли, пистолеты и даже часы Сухова. Владимир Яковлевич решил обратиться за помощью к уголовному авторитету Али. Али заверил, что к завтрашнему утру все будет возвращено. И слово сдержал. В благодарность за оказанную помощь режиссер пригласил Али на роль бандита в эпизоде. В сцене захвата Сухова на берегу он в кожаной жилетке и розоватой чалме.

Среди жен Абдуллы были только две профессиональные актрисы, остальные исполнительницы - баскетболистка, научный сотрудник, продавец и валютная проститутка из Санкт-Петербурга. Когда основные сцены были отсняты и девушки разъехались по домам, в эпизодах их дублировали мужчины. Несколько раз под чадрой скрывались худощавые солдаты-срочники. Забавно было, когда выстроившемуся  гарему старшина командовал: «Шагом марш!». Иногда в чадрах ходили и участники группы – операторы, плотники…

Для сцены с черной икрой было закуплено два килограмма деликатеса. Плотник сделал специальную миску с углублением, в которое опускалась ложка. Это создавало иллюзию, что икры немерено. Сцену снимали ночью. Учитывая ценность поедаемого перед камерой продукта, решили снимать эту сцену без репетиций и многочисленных дублей. Когда съемка закончилась, всех настолько клонило ко сну, что забыли поставить икру в холодильник. Наутро, желая полакомиться, киношники кинулись к икре. Но жаркая южная ночь сделала свое дело, икра испортилась…

Все декорации фильма были построены на барханах. Едва начинался большой ветер, они падали, потом надо было их восстанавливать. Во время съемок была жара - 45 градусов в тени. Песок скрипел на зубах, попадал в глаза, даже в тарелки с едой. На лица актеры надевали марлевые полумаски. Местные жители советовали им пить воду только тогда, когда становится невтерпеж - чтобы меньше потеть. Многие, особенно жены Абдуллы, часто после съемок валились на песок с мокрыми полотенцами на головах и валидолом.

Чтобы снять зарытого в песок Саида, пришлось в выкопанную яму ставить сделанный из двухдюймовых досок ящик (температура песка – 75 градусов, можно яйца жарить). В ящик ставили Спартака Мишулина и присыпали его у шеи влажным песком. Иногда в перерывах  ему в рот вставляли сигарету, чтоб не возмущался… После того как некоторые сцены фильма были сняты, пленку отправили в Ленинград проявлять. И там выяснилось: сцены с Саидом испорчены. И Мишулина вновь зарыли.

По сценарию в банде Абдуллы было пять узбеков, три туркмена, семь казахов… Замминистра культуры Баскаков спросил у режиссера: «Ты представляешь, что будет? Будут звонить секретари ЦК из каждой республики и спрашивать: почему это узбеков семь бандитов, а казахов - три? Сделай или поровну, или всех бандитов – русскими. Восток - это очень тонкая вещь». Так родилась знаменитая реплика Сухова.

Письма Сухова к жене написал Марк Захаров, главный режиссер Ленкома.

НА ПУТИ К ЗРИТЕЛЮ

Кахи Кавсадзе вспоминал, что на худсовете роль Абдуллы велено было максимально сократить. Аргументация: «Этот отрицательный герой очень положительно смотрится. Надо сделать все, чтобы этого не было». Убрали сцену, где жены рыдают над убитым Абдуллой. Не вошли в фильм и кадры, где жены Абдуллы, спасаясь от огня, скидывают с себя одежду и лезут наверх, к Сухову. А тот их гонит: «Куда вы? Здесь же пули!» Всего было предложено сделать 27 поправок, просто уничтожавших фильм. Мотыль отказался. Картину положили на полку. И вдруг в один воскресный день был потерян западный зарубежный боевик, который ждали на даче у Брежнева. И тогда в этой панике завскладом забросил в машину непринятую картину, которая нравилась уборщицам и киномеханикам. Ночью после просмотра Брежнев позвонил председателю Госкино и сказал: «Спасибо за хорошее кино». После этого фильм выпустили на экраны.

«Белое солнце пустыни» трижды выдвигалось на Государственную премию и трижды «пролетало». Госпремию фильм получил  через 30 лет после выхода на экраны. Этому способствовал Валентин Юмашев, убедивший президента Ельцина восстановить справедливость.

НАРОДНОЕ КИНО

Космонавт Алексей Леонов рассказывал: «Мы хотим перед стартом смотреть этот фильм, он приносит нам удачу - такое создалось поверье. «Белое солнце пустыни» - пропуск на полет в космос».

Студия «Ленфильм» была завалена письмами с требованием продолжения «Белого солнца». В советские времена это желание зрителей просто игнорировалось. Но вот в конце 2001 года, после того как вышла книга Ежова  и Ибрагимбекова «Белое солнце пустыни», возникла идея снять сиквел. Валентином Ежовым был написан сценарий под условным названием «Белое солнце пустыни» – 25 лет спустя». Он же обратился в московское представительство губернатора Свердловской области с просьбой помочь найти среди уральских предпринимателей и заводчиков инвесторов для финансирования этого кинематографического проекта. Если фильм когда-нибудь будет запущен в производство, то лишь по схеме «народное кино», потому что желающих вложить деньги Ежов пока не нашел.

Каждый год в день своего профессионального праздника таможенники Санкт-Петербурга возлагают цветы на могилу Павла Луспекаева, а Тихий океан от контрабандистов охраняет корабль «Павел Верещагин».

Верещагин, как известно, мзду не брал. В то время по указу царя таможенники вознаграждались 20 проц. от задержанного контрабандного товара. Но контрабандисты предлагали больше – и многие не преодолевали соблазна. 

Автор: По материалам Интернета подготовила Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»