Танцовщиц выдавали «замуж» за бога

Вчера в музее им. В. Арсеньева в рамках недели индийской культуры во Владивостоке прошел мастер-класс «Индийский классический танец». В роли прекрасных танцовщиц выступили девушки из владивостокского ансамбля «Дости» (индийский центр ДВГУ) и солистки ансамбля «Аруна» (г. Находка).

21 март 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1328 от 21 март 2003

Вчера в музее им. В. Арсеньева в рамках недели индийской культуры во Владивостоке прошел мастер-класс «Индийский классический танец».
В роли прекрасных танцовщиц выступили девушки из владивостокского ансамбля «Дости» (индийский центр  ДВГУ) и солистки ансамбля «Аруна» (г. Находка).

Чарующий танец индийских танцовщиц покоряет воображение зрителей уже на протяжении нескольких тысячелетий. У многих индусов он вызывает религиозный трепет, ведь изначально он  возник как форма преклонения перед богами и исполнялся исключительно в храмах служительницами культа. В Индии их называют девадасси. Считается, что девадасси появились вместе с первыми святилищами, куда их помещали с раннего детства, другими словами, «выдавали замуж» за бога. До сих пор в некоторых храмах на юге Индии можно увидеть танцующих девушек, словно сошедших с древних барельефов.

Большинство россиян знакомы с индийским танцем благодаря индийским фильмам. Можно сказать, что и «Дости», и «Аруна» своим возникновением обязаны именно им. Пятнадцать лет назад молоденькие девушки из Находки, насмотревшись индийского кино, решили самостоятельно изучать индийский танец. Выписывали кассеты, сами по картинкам шили костюмы и творили из бижутерии замысловатые украшения. И очень скоро выяснилось – то, что мы видим по фильмам, от настоящего танца отличается так же, как попса от классики.

В индийском классическом танце семь стилей, только в одном из которых – «бхарат-натьям» – 108 различных поз. И каждое положение рук, ног, туловища, каждый поворот шеи непременно подчеркивается выразительной мимикой лица, соответствующей каждому моменту танца! И, разумеется, необходимый элемент – знаменитый язык жестов, с помощью которого можно рассказать буквально обо всем, передать любые религиозные сюжеты. Именно поэтому индийский классический танец является одной из сложнейших систем в мире.

Однако предстоящие трудности в изучении столь тонкого искусства не остановили юных энтузиасток.  Пять лет назад одна из них - Оксана Чугуева, к тому времени уже ставшая известной танцовщицей, организовала при Центре индийской культуры ДВГУ ансамбль индийского классического танца «Дости».

Сейчас  Оксана проходит шестилетнее обучение в школе индийского танца Ганеша Натья Лайя. Ее гуру - известная исполнительница танца - принадлежит к школе Танджа Вур. Так что девушкам из владивостокского ансамбля «Дости» знания приходят, можно сказать, прямо из Индии -  Оксана постоянно поддерживает связь  с нынешней руководительницей ансамбля Екатериной Митюрёвой. Помогает ансамблю и усиленная поддержка со стороны индийского консульства. Не зря сами индийцы, хотя бы раз увидевшие сказочное действо танцовщиц «Дости», говорят, что  некоторые русские девушки танцуют  лучше индианок. Конечно, главное условие успеха -  невероятное трудолюбие и любовь к танцу. Впрочем, все танцовщицы «Дости» любят индийский классический танец по разным причинам. Кто-то преклоняется перед роскошью нарядов, кто-то – перед удивительной сложностью танца - недаром его называют одной из разновидностей йоги. Считается, что не только исполнение танца, но даже само наслаждение от его просмотра способно вылечить от многих болезней.

Индийский классический танец требует знания мифов, легенд и популярнейших эпических поэм «Махабхарата» и «Рамаяна». Поэтому танцовщицы непременно изучают еще  историю и культуру   Индии.

Благодаря неисчерпаемому энтузиазму Екатерины Митюрёвой  «Дости» постоянно радует своими выступлениями и удивляет новыми проектами. Так, в  прошлом году в краевом музее им. В. Арсеньева проходила совместная встреча Масленицы и индийского Холи. Мало кто знает, что эти два древнейших праздника имеют общие корни, а обряды их  удивительно схожи. Не без ее участия появилась на свет «Неделя индийской культуры», спонсором которой стала индийская компания «Приморский алмаз» - на днях она открыла во Владивостоке фабрику по переработке алмазного сырья.

Между Индией и Россией всегда существовало поле огромного взаимного притяжения и симпатии. Чтобы убедиться в этом, достаточно сходить на выступление «Дости». Танец скажет об этом лучше самых высоких слов.

Автор: Ася ТКАЧЕНКО, специально для «В»