Настоящие подводники

У атомной подводной лодки «Иркутск», находящейся на ремонте на ФГУП «ДВЗ «Звезда», есть свои заветные даты и традиции. 4 января – День корабля. В этом году ему исполнилось 14 лет. Отсчет ведется с той даты, когда по завершении строительства подводного ракетоносца в Северодвинске и спуска на воду над ним взметнулся российский флаг - подлодка была введена в состав Военно-морского флота России. Ее главная боевая задача – прикрытие морского и берегового рубежей от авианосных групп зарубежных стран.

19 март 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1326 от 19 март 2003

У атомной подводной лодки «Иркутск», находящейся на ремонте на ФГУП «ДВЗ «Звезда», есть свои заветные даты и традиции. 4 января – День корабля. В этом году ему исполнилось 14 лет. Отсчет ведется с той даты, когда по завершении строительства подводного ракетоносца в Северодвинске и спуска на воду над ним взметнулся российский флаг - подлодка была введена в состав Военно-морского флота России. Ее главная боевая задача – прикрытие морского и берегового рубежей от авианосных групп зарубежных стран.

Имя «Иркутск» поколению атомных подводных лодок «Томск», «Омск», «Красноярск» и других дано в честь городов Сибири, внесших вклад в победу в Великой Отечественной войне. В 1995 году впервые установлены шефские связи с Иркутском. В прошлом году на лодку приезжали представители мэрии и прессы сибирского города. Появилась традиция: проводить основной призыв на корабль из Иркутской области, хотя здесь успешно служат матросы со всей России – от Калининграда до Владивостока.

В 2001 году «Иркутск» совершил первый поход подо льдами Северного Ледовитого океана на Камчатку. Здесь на специальном полигоне проведены учения экипажа АПЛ с отработкой использования средств индивидуальной защиты, снаряжения, имитацией выхода через торпедные аппараты. В ноябре этого же года произведен первый надводный переход ракетоносца от камчатских берегов к побережью Большого Камня на Дальневосточный завод «Звезда» - единственное крупномасштабное предприятие в России, специализирующееся на ремонте подводных атомоходов. Сейчас ведется подготовка к ремонту корабля, определяются объем работ, финансовые затраты.

У автора этих строк тоже особое событие: впервые на борту «Иркутска» журналист из Приморья. Женские впечатления начались со спуска по скобам крутого отвесного пролета, преодоления низких, малообъемных переборочных люков.

Журналистские – со встречи с 19-23-летними матросами срочной службы в зале отдыха АПЛ, главное украшение которого - огромные светящиеся фотообои с сибирским пейзажем, включающим в себя все сезоны года. Здесь же отведено специальное место для комнатных растений, уголок для птиц, установлен большой монитор для просмотра видеофильмов. В комплексе досуга – сауна, бассейн, спортзал.

ВДАРИМ ЗНАНЬЯМИ ДРИЩЕЙ ПО ПОДВОДНЫМ ШИРОТАМ

Среди моряков-подводников из Иркутской области самые общительные  Костя СИГАЕВ и Сергей СКРЕТНЕВ, призванные из села Мельничная Падь и города Киренска.

Сергей: Отец служил в рядах ВМФ, братья Александр и Андрей – на АПЛ. Моя учеба в отряде подводного плавания стала гарантией призыва на «Иркутск». Мне повезло: на корабль я был направлен в один день, из одного военкомата с Алексеем Мифаевым, моим земляком. Вместе с ним и  домой поедем.

Костя: У меня нет морских корней. В семье пятеро детей: сестры Валентина и Софья, брат Николай по состоянию здоровья от службы освобожден, Василий был в погранвойсках. А мне постоянно нужна вода. В селе я первый, кто служит на подводной лодке. Сбылась моя мечта. А вот друг от нее отказался.

Корр.: Возможно, сказалась трагедия «Курска» - подводной лодки такого же проекта, как «Иркутск»?

Костя: О желании служить именно на АПЛ спрашивают во всех военкоматах. Многих бракуют: требуется высокая степень годности. Некоторых позже списывают на надводный флот: проявляется болезнь закрытого пространства, несмотря на объем подлодки, равный шестиэтажному дому. У меня такого страха нет. Я целенаправленно шел на «Иркутск», хотел проверить себя, убедиться, кто я есть на самом деле. На предварительной учебе в 51-м отряде во Владивостоке старался утвердиться с первой команды «Становись!» и на корабле сразу был допущен на самостоятельную вахту. Со временем присматривался к старшим.

Корр.: К рангу «дедов»?

Костя: «Деды» в сапогах. Матрос, завершающий службу, - дембель. Я уже на этой ступени: через месяц домой. Сергей – годок, его срок службы завершается этим летом.

Корр.: Все же понятие «дедовщина» темной тучей висит над всеми ребятами независимо от того, где они начинают служить.

Костя: Только не над дрищами...… То есть не над новичками подводных лодок. Здесь обращение друг к другу по имени, к высшему по званию - по имени-отчеству.

Корр.: И у тебя никогда не возникало желания дать хотя бы подзатыльника этому, как его... дрищу?

Костя: Случается, если мутный попадается, не сразу шарит, тупит по полчаса.

Корр.: В переводе с вашего лексикона тот, который медленно соображает и туго вписывается в мир подводной лодки?

Костя: Да. Поначалу все испуганные какие-то. Некоторые быстро с якоря снимаются, другие так и стоят на якоре всю службу.

Корр.: Скоро домой. По сухопутному селу в морской форме пройдешь. Девчонки будут веером со всех сторон…

Костя: Возможно. У нас уважают тех, кто отслужил, на работу приглашают. Я хочу получить высшее образование. Шефы из Иркутска обещали помочь. Постараюсь также, чтобы двоюродный брат попал на эту подводную лодку. Надеюсь, к тому времени завершится ее ремонт, и брат повидает моря, ощутит их глубину.

Корр.: В твоем голосе улавливаю нотки разочарования.

Костя: Только потому, что не получилось выйти в настоящий поход, в море был на переходе от Камчатки до Большого Камня. Служба на подлодке – уже грандиозное событие в жизни. Ощутил ее воочию, потрогал руками. Сейчас знаю все отсеки, переходы к ним, раньше путался. Поначалу каждый из нас не одну шишку на голове набил.

ГИРЯ САМА НЕ ПОЛЕТИТ

Командир электронавигационной группы АПЛ «Иркутск» Сергей КОЛМАКОВ и матрос срочной службы электротехнического дивизиона Александр МИХАЛАП родом из Приморья - Владивостока и Большого Камня, получили образование в ТОВВМУ и Большекаменском судостроительном техникуме (нынешнем филиале ДВГТУ). Значит, в морском деле люди знающие, не случайные.

Александр: В экипаже я единственный из Большого Камня – города, где ремонтируется «Иркутск». После окончания техникума по специальности «транспортное электрооборудование» служил на надводном флоте Приморья, по собственному желанию перевелся сюда. Очевидно, сыграла роль наследственность: отец Анатолий Анатольевич – подводник, капитан первого ранга, работающий сейчас на местной военной базе в сфере контроля ядерной и радиационной безопасности. Он мне советует продолжить службу на атомоходе согласно контракту, который можно заключить сроком от одного года до десяти лет.

Сергей: В этом году семеро уходят на дембель, четверо остаются на службе. Задача: укомплектовать плавсостав полностью контрактниками – у них и опыт, и дисциплина, и знание традиций. Нет смысла делать это насильно, в приказном порядке. Только по личной инициативе. На подводной лодке свой учет срока службы - год за два, с учетом работы непосредственно с ядерным реактором, энергетическими установками. Соответственно и рост по званию. В мои молодые годы еще холостяцкой жизни до пенсии (смеется) осталось четыре года. В стаж работы входят также годы учебы на штурманском факультете в ТОВВМУ, хотя, принимая военную присягу в 15 лет, да и за месяц до окончания вуза я и не подозревал, что буду служить на АПЛ.

Сейчас на «Иркутск» пришли новые ребята, в их мальчишеских взглядах – неопределенность, интерес, ожидание.

Корр.: И какой же своей розыгрышной традицией вы промываете еще не продутые соленым ветром мозги?

Сергей (с юморным блеском в глазах): Отправляем на камбуз к коку, просим принести килограмм жареных шпаций.

Корр.: Чувствую подвох, но пока не пойму, в чем?

Сергей: Шпат - это расстояние между шпангоутами. Розыгрыш продолжается в том, что кок не отказывает новичку в этом удовольствии, но настоятельно предлагает ему для большего аппетита найти ключ от пилерса.

Корр.: Что в реальности олицетворяет…

Сергей: …...обыкновенный железный столб.

Корр.: Да, веселенький познавательный урок для новичка. Без чувства юмора, как и без необходимых знаний, опыта, на подводном корабле не обойтись. А если матрос проявит смекалку и все же отведает этот заветный килограммчик шпатов?

Сергей: Тогда он и автономное замкнутое пространство перенесет легче. Вспомните, даже когда в купе едешь, и то хочется на остановке на перрон сойти, землю под ногами почувствовать. На АПЛ во время похода выйти некуда. Можно, конечно, по отсекам побродить, но здесь все знакомо до винтика-болтика, каждого угла, о который не раз набивал шишки.

Александр: Адаптация – один из сложных периодов нахождения на АПЛ. Заметно влияют магнитные поля, одолевают сонливость, вялость. Это отражается даже на животных. Принесли к нам маленького котенка. Он так и не смог прижиться, постоянно падал, жалобно мяукал, бросался из стороны в сторону. Пришлось отпустить на сухопутную волю. Вот кот Вася – подводник с большим стажем. Он безболезненно несет службу во время походов, сейчас выходит на улицу, гуляет на пирсе и возвращается на корабль. У него своя задача – борьба с крысами.

Корр.: Жуткое соседство.

Александр: Зато они – отличный барометр. Во время погружения подлодки в воду человек благодаря корабельной технической системе жизнеобеспечения практически не чувствует перепадов давления. Крысы же становятся в позу «стойка» и бьют себя лапами по ушам.

Корр.: И все же есть примета, когда крысы бегут с корабля…

Сергей: Для нас она нетипична. Самые безопасные атомные реакторы - на АПЛ проекта «Иркутск». Они технологически смонтированы так, что просто физически невозможны взрыв и выброс тепловой энергии. Это, как гиря, которая не полетит сама, пока ее не бросишь.

Корр.: Но все же в России трагический «полет» произошел.

Сергей: АПЛ «Курск»? Практически весь его экипаж нам знаком. Погиб мой друг. Сознавать случившееся тяжело. Ученые, проектанты, специалисты изучат и назовут основные причины трагедии. Политики же сделали на ней свой очередной популистский виток. Любая новая техника требует кровавого налога. Взрываются самолеты, обваливаются шахты…...

Корр.: А как же авария на подводной лодке в 60-х годах?

Сергей: Пример на основе  американского фильма «К-19»?  Прежде всего это корабль ушедшего в историю поколения. Мое мнение неизменно: не стоило на этом факте делать мелодраматический патриотизм иностранного пошива.

Корр.: Возможно, придет время, и на основе ваших воспоминаний будут написаны сценарии фильмов о настоящих буднях и подвигах подводников.

Сергей: Быть консультантом? Я не против. Возможно, тогда наша профессия вновь приобретет заслуженный авторитет...…

Корр.: Означает ли ремонт АПЛ затишье жизнедеятельности на ее борту?

Сергей: Она просто приобрела новую окраску. Установлена тесная шефская связь с заводом, принимающим участие в организации для экипажа мероприятий  в праздники защитников Отечества, 8 Марта, Дня корабля, с городом, приглашающим матросов на встречи с ветеранами флота, учениками большекаменских школ. Сохранены и наши традиции. Ожидаем пополнение. Значит, будет посвящение в подводники. Как правило, матросам-новичкам вручаются самодельные удостоверения с указанием широты, долготы, района нахождения в момент его вступления в состав экипажа АПЛ. Главное испытание - под возгласы и поддержку моряков каждый из них должен пролезть под кувалдой, смачно смазанной солидолом, при этом суметь поцеловать ее. И, конечно, выпить плафон морской воды объемом не менее литра, традиционно закусив напиток Нептуна соленой рыбой...…

Автор: Нина КОЛЕСНИЧЕНКО, специально для «В»