Имперский подплав, середина пути...

19 марта “подводным лодкам как самостоятельному классу боевых кораблей” исполняется 97 лет, но дальневосточный флот подводного плавания – на целый год старше!

19 март 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1326 от 19 март 2003

19 марта “подводным лодкам как самостоятельному классу боевых кораблей” исполняется 97 лет, но дальневосточный флот подводного плавания – на целый год старше!

Первая подводная лодка – карлица “Форель” – появилась во Владивостоке 12 октября (29 сентября по старому стилю) 1904 г. Следом за ней в декабре по железной дороге доставили следующие шесть лодок размером побольше. Позднее к ним добавились еще столько же. Пятерка этих субмарин и положила начало первому в русском флоте боевому соединению подводных лодок  - отдельному отряду миноносцев.

23 декабря 1904 года (стар. стиль) командир Владивостокского порта контр-адмирал Н. Р. Греве издал приказ: “Впредь до распоряжений лейтенант Плотто назначается начальником отдельного отряда миноносцев, лейтенант Белкин – ротным командиром их команд и мичман Алеамбаров – ревизором”. Первые плавания начались уже с середины февраля 1905 г. И только еще через год, 6 марта (по старому стилю) 1906 г., лодки выделят в отдельный класс боевых кораблей и начнут создавать на Балтике учебный отряд подводного плавания в составе восьми субмарин и одного учебного судна. За восемь лет, предшествовавших мировой войне (1906-1913 гг.), там были обучены всего 104 подводника. Прохождение теоретического курса занимало 10 месяцев.

Дальневосточный же отряд подплава, сразу после формирования принявший участие в боевых действиях, просуществовал 12 лет, был даже подразделен на дивизионы, подводники имели транспорт-базу “Ксения”, “имущество и здания в бухте Разбойник на базе подводного плавания”...

Общее состояние подводного флота Российской империи пресса описывала так: “Подводных лодок 30: на Балтийском театре - 13, на Черноморском - 4 и на Тихоокеанском - 13. Все они малого водоизмещения, разнотипны, вследствие чего должны считаться лишь позиционными (годными для обороны весьма ограниченного района) подводными судами”.

В 1910 году, между двух войн – японской и мировой – российский имперский подплав занимал 3-е место по количеству лодок (после Франции и Англии) и 7-е по качеству их (после Англии, Германии, Америки, Японии, Франции и Италии). Современники сокрушались: “Действительно, все три наших главнейших побережья почти совершенно обнажены, т.к. не имеют минной обороны из современных надводных и подводных минных судов, а также – быстроходных крейсеров-разведчиков. Особенно плохо дело на дальневосточном побережье, где суда - и надводные, и подводные - особенно стары или неисправны...…”

Наши подводные лодки подразделялись тогда на малые (позиционные) и большие (дальноходные). Как сообщала все та же пресса: “Задачи нашего флота на Тихоокеанском театре сводятся пока к недопущению высадки неприятеля на нашу территорию, равно – к защите прибрежных городов от бомбардирования. Когда же нам удастся построить подводные лодки большого водоизмещения, то тогда они должны будут предпринимать набеги на порты противника, на его флот, транспорты и торговые суда, находящиеся вдали от наших берегов. Такие лодки будут иметь возможность не только топить неприятельские суда самодвижущимися минами, но и ставить у неприятельских берегов мины заграждения”.

Но такие подводные лодки появились “на Тихоокеанском театре” только спустя десятилетия, уже при советской власти...…

Автор: Валерий КОРОЛЮК, действительный член РГО-ОИАК, специально для «В»