Микроавтобусы не для нас?

В последние годы проблемы Владивостока все больше волнуют всех жителей города. Современная уличная сеть Владивостока составляет 600 км, из них 400 км заасфальтированы, а 200 – грунтовые. В городе четыре вида транспорта: автомобильный, электрический (трамвайно-троллейбусный), железнодорожный (электрички) и прибрежный - морской (паромы и катера). Весь перечисленный транспорт призван решать одну-единственную задачу: надежную перевозку пассажиров и грузов в пределах городской черты.

14 март 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1324 от 14 март 2003

В последние годы проблемы Владивостока все больше волнуют всех жителей города. Современная уличная сеть Владивостока составляет 600 км, из них 400 км заасфальтированы, а 200

– грунтовые. В городе четыре вида транспорта: автомобильный, электрический (трамвайно-троллейбусный), железнодорожный (электрички) и прибрежный - морской (паромы и катера). Весь перечисленный транспорт призван решать одну-единственную задачу: надежную перевозку пассажиров и грузов в пределах городской черты.

Однако общественный транспорт работает с большими перебоями. Постоянные эксперименты с трамваями привели к тому, что он из главного перевозчика пассажиров превратился в какой-то придаток городского транспорта. Нишу в перевозках прочно заняли частные перевозчики. Еще десять лет назад на линии города ежедневно выходило 75 трамваев, сейчас 50. Согласно данным статистики объемы перевозок пассажиров трамваями в 1990 г. составляли 97,3 млн.пассажиров, а в 2001 г.

– 69,9. Сокращение - почти на треть.

По электричкам еще некоторое время назад можно было сверять часы, сейчас же пассажиры этого вида транспорта оказываются заложниками несвоевременной подачи электропоездов, их частой отмены и задержки. Не оправдывает надежд и новый маршрут движения электропоездов по направлению Чуркин

– Луговая - Военное шоссе - вокзал. Практически гоняют пустой состав. К проблемным вопросам обслуживания пассажиров относится отсутствие оповещательной службы, которая бы информировала пассажиров об изменениях в движении.

Не лучше выглядят и автобусные перевозки. Специфика пассажирских перевозок в городе такова, что лишь около 30 проц. пассажиров доставляются муниципальным транспортом. Тогда как в таком же городе Хабаровске на долю муниципального транспорта приходится 90 проц. На 43 маршрутах внутригородского транспорта работают 329 коммерческих автобусов, на 13 маршрутах

“полуэкспресс” - 46 коммерческих автобусов и на 20 линиях маршрутного такси - 167 коммерческих микроавтобусов. Таким образом, на маршрутах города работает около 600 частных автомашин.

Хотелось бы обратить особое внимание на особенности использования для внутригородских перевозок микроавтобусов. За последнее время город буквально наводнили небольшие частные

«микрики», так называемые маршрутные такси. С одной стороны, вроде бы хорошо – дополнительные автобусные маршруты. Но с другой - посмотрите, в каких условиях приходится ездить пассажирам. Полусгорбленные фигуры еле протискиваются в салон. Женщины своей одеждой практически вытирают грязь на полу автомобилей, а заодно и обувь окружающим. Как правило, число мест в салонах явно увеличено. Особые неудобства возникают на остановках по маршруту, когда приходится кого-то пропускать, выпускать. Очень неподходящий вид транспорта для внутригородского сообщения. Может быть, это и удобно для малорослых японцев, корейцев, китайцев, но не для нас.

В пользу обычных городских автобусов (не тех старых и чадящих, а нормальных) говорит и тот факт, что 50-местный городской автобус занимает 15-20 м дорожного полотна. Тогда как пять 10-местных микроавтобусов с учетом дистанции безопасности движения займут 50-60 м. Полностью отказываться от микроавтобусов, может быть, и нецелесообразно, но следует более обдуманно подходить к выбору направлений их использования, практичнее их задействовать для маршрутов единого плеча.

Стремительный рост личного автотранспорта внес серьезные проблемы в организацию внутригородского движения. Высокие темпы прироста числа автомашин характеризуют Приморский край. Здесь за период 1991-2000 гг. их количество возросло в три раза, тогда как в Российской Федерации практически только удвоилось. Особенно высок уровень автомобилизации Владивостока. Только за последние пять лет число автомобилей во Владивостоке увеличилось более чем в полтора раза. Генплан города предусматривал к 2000 г. во Владивостоке на тыс. жителей - 125 автомашин. Действительность превзошла все прогнозы, и на базовый год эта цифра составила уже 302 автомашины на тыс. жителей, т.е. превышение расчетной цифры почти в 2,5 раза. По сравнению с Хабаровском число автомашин индивидуальных владельцев во Владивостоке в два раза больше (во Владивостоке - 200 тыс., в Хабаровске

– 93).

По нагрузке автомобилей на км дорог приморская столица занимает первое место в России. Среди городов России по насыщенности автотранспортом Владивосток

– второй после Москвы. Насыщенность автомобилей на км дорог на отдельных участках превышает норму в 10-15 раз. В настоящее время 20 проц. автомагистралей города перегружены, что сдерживает транспортный обмен между отдельными районами города.

В этой сложнейшей обстановке несправедливо было бы сказать, что администрация города не занимается проблемами транспорта, строительства и ремонта дорог. Спору нет, дороги во Владивостоке ремонтируют и строят. Построен Гоголевский путепровод, реконструирована площадь Луговая, открыт проезд по проспекту Красоты. Существенно облегчила проблемы общественного транспорта в центре города Семеновская развязка, строится Некрасовский путепровод, проведен капитальный ремонт покрытия многих улиц, но и этого явно еще недостаточно.

Рельеф и особенности расположения города (вокруг бухты Золотой Рог) создают трудные, а порой и вообще неразрешимые проблемы для транспорта. Именно в часы пик ежедневно возникают пробки на дорогах города, особенно в центральной его части и направлениях выезда из него. В часы пик расстояние в 5 км можно преодолеть разве что за час.

Для развития Владивостока и его агломерации необходим автобан

– скоростная автодорога, позволяющая увеличить транспортную доступность. Основная транспортная артерия ось север - юг, по которой осуществляется выход из города, должна стать магистралью непрерывного движения, без перекрестков и светофоров, вместо них развязки, подземные и наземные пешеходные переходы.

А на более далекую перспективу для решения транспортных проблем Владивостоку необходимы строительство скоростного трамвая на разных уровнях пересечения, трех-четырех мостовых переходов через бухту Золотой Рог, Босфор-Восточный и дополнительные транспортные выходы из города.

Автор: Римма ВАХНЕНКО, кандидат географических наук, специально для «В»