Ни слова о выборах

Председатель бюджетной комиссии Думы города недавно озвучил сенсационное заявление. Дескать, городская администрация сосредоточила 5 миллионов долларов коммунальных платежей на собственных предвыборных счетах. При ближайшем рассмотрении «сенсация» оказалась блефом. Ссылки на материалы контрольно-ревизионного управления министерства финансов – неполными и оттого противоречащими содержанию акта проверки.

12 март 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1322 от 12 март 2003

Председатель бюджетной комиссии Думы города недавно озвучил сенсационное заявление. Дескать, городская администрация сосредоточила 5 миллионов долларов коммунальных платежей на собственных предвыборных счетах. При ближайшем рассмотрении «сенсация» оказалась блефом. Ссылки на материалы контрольно-ревизионного управления министерства финансов – неполными и оттого противоречащими содержанию акта проверки.

Не хотелось бы верить, что единственная задача моего коллеги-депутата -  дешевые лавры борца за справедливость и всеобщее блаженство.  Еще больше не хотелось бы думать, что все мы стали участниками намеренного розыгрыша. Ведь опровержение виновности зарвавшихся чиновников только добавляет им политические очки. Но опровергнуть заявление председателя бюджетной комиссии думы оказалось как-то невероятно легко: достаточно было доцитировать  до точки фразы из акта КРУ, на которые он ссылался.   

Я являюсь членом комиссии, посещаю заседания регулярно. И потому далек от мысли,  что дела с бюджетом Владивостока обстоят идеально. Но озабоченности реальными проблемами городского бюджета со стороны председателя профильной депутатской комиссии я не наблюдаю. Часто высказывается озабоченность: доходов бюджета катастрофически не хватает.  Но доходы от сборов за коммунальные платежи  в проекте бюджета на 2003 год почему-то не учитываются как  бюджетные. Средства поступают на счета расчетно-вычислительного центра, которому городская администрация передала функции по сбору жилищно-коммунальных платежей. Со счетов центра средства должны перечисляться предприятиям, которые оказывают коммунальные услуги населению.  Почему бы 660 миллионов рублей,  которые составят  эти платежи в 2003 году, не включить в доходы городского бюджета? Это упростит контроль за их целевым расходованием. Да и лишними в бюджете они не будут.

Вместе с депутатами Евгением Коровиным и Юрием Корсаковым мы выступили с предложением изменить действующий порядок и включить коммунальные сборы в доходы бюджета. Но по формальной причине наше предложение отклонено комиссией. Герман Зверев, председатель комиссии, тоже проголосовал против.   Так нужна или нет прозрачность городского бюджета комиссии Германа Зверева? 

В феврале группа депутатов  провела общественные слушания по проблемам прозрачности городского бюджета. Одним из центральных вопросов здесь стали долги городского бюджета. Мы не смогли добиться от городских финансистов ни общей суммы задолженности, ни перечня организаций - кредиторов бюджета. Тогда мы решили выслушать на «Круглом столе» всех, кто считает себя кредитором городского бюджета. Картина оказалась удручающей. Энергетикам город должен по проигранным судебным искам свыше четырехсот миллионов рублей. По отчислениям с зарплат бюджетников город задолжал Пенсионному фонду свыше трехсот миллионов рублей. Пеня за такие долги составляет больше двухсот тысяч рублей в день. В проекте бюджета-2003  погашение долгов не предусмотрено.  Наоборот! При скачке коммунальных тарифов расходы бюджетных учреждений на коммунальные услуги на 82 миллиона рублей меньше, чем в прошлом году. Коммунальные расходы самой городской администрации не уменьшились, а возросли. Сокращение идет за счет школ, больниц, родильных домов и т.п. Председатель профильной комиссии думы участия в общественных слушаниях не принял.

Дума города  сейчас рассматривает проект бюджета-2003 во втором чтении. Но как голосовать «за», если  нет внятного ответа, на что запланированы расходы почти в триста миллионов рублей? Самый большой вопрос вызывают двести миллионов по подразделу «строительство, архитектура».  Что собираются строить на такую сумму - неясно. Нет вопросов  по расходам комитета городской администрации по физической культуре и спорту, запланированным на «учреждения по внешкольной работе с детьми». Это три миллиона рублей на детские спортивные секции, кружки, спортивные школы. Но непонятно, на какие цели  комитет должен израсходовать еще девятнадцать миллионов рублей, отнесенные к «прочим спортивным расходам»?

Более четырнадцати миллионов рублей по проекту пойдут на закупку «оборудования и предметов длительного пользования» для городской администрации. Администрация города  – управленческое учреждение. Предметы длительного пользования и оборудование здесь -  мебель, компьютеры, оргтехника. Запрашиваемая сумма – более четырехсот пятидесяти тысяч  долларов США -  позволяет приобрести не меньше 800 компьютеров класса P4-1700 c мониторами. «Расходные материалы и предметы снабжения» для учреждения - это бумага, канцелярские принадлежности, картриджи для принтеров и копировальных аппаратов. На них, что ли, запланировано в проекте свыше тринадцати миллионов рублей? На  содержание всех городских библиотек выделено шестнадцать миллионов.

Несколько слов о бюджете Думы города Владивостока. Начальный проект сметы – двадцать два миллиона рублей. Он однозначно будет урезан на ближайшем же заседании Думы, пока не могу утверждать насколько. Но с самого начала смета Думы была прозрачной. Настолько, что из статьи на хозяйственные расходы можно посчитать, сколько рулонов одноразовых полотенец планируется купить.

Тот факт, что вопросы, связанные с доходами и расходами городского бюджета, остаются сегодня открытыми -  прямая недоработка председателя комиссии по бюджету, налогам и финансам. Согласно статьям действующего Бюджетного кодекса представительный орган местного самоуправления вправе расширить бюджетную классификацию. То есть требовать, чтобы в бюджете было ясно прописано: на что и кому пойдут городские средства.  Как юристу и как депутату мне неясно: почему председатель профильной комиссии Думы утверждает, что конкретизация расходов в бюджете невозможна? И почему за два года так и не разработан порядок, обеспечивший реальную прозрачность городского бюджета?

Автор: Дмитрий МАКЕЕВ, депутат Думы города Владивостока