Другая птица

Наш разговор с заслуженной артисткой России Галиной Копыловой состоялся не только в преддверии женского праздника, в канун премьеры спектакля «Вот тебе и театр». В гримерке театра молодежи, куда нужно было пробираться замысловатого рисунка коридорами. В небольшой комнате все по-домашнему, хотя Копылова признается, что не единственная владелица этих стен.

7 март 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1321 от 7 март 2003

Наш разговор с заслуженной артисткой России Галиной Копыловой состоялся не только в преддверии женского праздника, в канун премьеры спектакля «Вот тебе и театр».
В гримерке театра молодежи, куда нужно было пробираться замысловатого рисунка коридорами. В небольшой комнате все по-домашнему, хотя Копылова признается, что не единственная владелица этих стен.

Собственно, считать ее театральной примой неверно. Галина Копылова давно уж не только актриса – она постановщик, более того, автор спектаклей.

Арбузов, Ибсен, Толстой. Галина Петровна как-то признавалась, что не она выбирает авторов и пьесы, а они ее. «Нора» буквально выпала из шкафа ей в руки, именно в тот момент, когда актриса размышляла о женщине в этой жизни, об обретении собственного «я».

Теперь вот Чехов. «Чайка». Да, забыли сообщить зрителю, который только собирается на спектакль. «Вот тебе и театр» поставлен по одной из самых любимых и самим автором, и режиссерами пьесе Антона Павловича. Галина Копылова взяла на себя смелость немного интерпретировать текст. В первую очередь это коснулось числа актеров – в спектакле вместо 12 четыре действующих лица: Аркадина, Тригорин, Заречная, Треплев. Текст практически не пострадал, подвергшись незначительным сокращениям. Но ярче, концентрированнее вышли главные герои. А они все четверо - главные. Стареющая, но желающая оставаться молодой и любимой, - Аркадина. Ее сын, не умеющий найти своего места в этой жизни и в этом времени, готовый сломать все старое, но не имеющий сил, - Треплев. Избалованный и в то же время рефлексирующий Тригорин. Светлая, юная, смешная Нина Заречная: «Если вам понадобится моя жизнь, придите и возьмите ее».

Обычная, вечная история любви, треугольников, ревности. Галина Петровна говорит о молодых: «Прежде всего это пьеса о них: им жить, им развиваться. Действие пьесы начинается как раз в тот момент, когда каждый из них определяет свой дальнейший путь».

Тригорин и Аркадина – с ними все ясно. Как хорошо сыграны эти два эгоиста (Галина Копылова и Александр Волосянко), как верно переданы все слабости и в то же время все мучительные переживания двух известных, не желающих считаться с окружающими людей. А молодые – Заречная и Треплев (Лика и Андрей Трофимовы)… мечутся, ищут, ошибаются, страдают. Но идут своим путем.

Галина Копылова делает еще одно признание: к работе над Чеховым она приступила с величайшим трепетом. Не из студенческой боязни провалиться. Слава богу, «чеховский» опыт у актрисы имеется. В «Чайке» Галина Петровна играла еще у Леонида Анисимова, известного своей трепетной любовью к русскому классику. Боялась… Нет, здесь другое слово нужно – не страх, а может быть, растерянность перед творчеством, которому, опять же по признанию Галины Копыловой, невозможно противостоять. У Пастернака, помнится, об этом есть: «…строчки нахлынут горлом и убьют». Галина Петровна задает мне, а по сути еще раз себе, вопрос: «Ну что мы можем против творчества? Как и против любви? Ничего… Ничего!» - и приводит строки из собственных стихов «Творение, что из твоей души и нервов, тебя желает воплотить».

Почему театр? Банально, но театр – жизнь со всеми ее хитросплетениями. Почему Чехов? Он современен как никто. И в это же время говорит о вещах, которым, наверное, осталось не так много места в наш прагматичный век, где все имеет свою цену. Любовь, выбор, свобода. Полет, он и делает эту жизнь прекрасной. 

На пресс-конференции, посвященной открытию сезона, Галина Копылова обещала зрителю «Синюю птицу» Метерлинка. Обстоятельства внесли коррективы. Галина Петровна шутит: «Мы подарили зрителю другую птицу…»

Автор: Ольга ЗОТОВА, Тамара КАЛИБЕРОВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"