За энергию надо платить вовремя и сполна

О причинах сегодняшних трудностей в обеспечении края теплом и электроэнергией и путях их преодоления говорят председатель региональной энергетической комиссии Приморского края Владимир РУДЬ и заместитель генерального директора АО “Дальэнерго” Александр ИУС.

7 май 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №132 от 7 май 1997

О причинах сегодняшних трудностей в обеспечении края теплом и электроэнергией и путях их преодоления говорят председатель региональной энергетической комиссии Приморского края Владимир РУДЬ и заместитель генерального директора АО “Дальэнерго” Александр ИУС.

- На ваш взгляд, в чем причина раннего окончания отопительного сезона во Владивостоке?

В. Рудь: Причина все в том же - в неплатежах! Целых 6 месяцев во время холодов АО “Дальэнерго” терпело унижения, прося должников об оплате за потребленную электроэнергию. Ни до кого это не доходило. Сейчас же ситуация такова, что потребовалось бесплодные разговоры закончить. Отопление в плюсовых температурах будет только тогда, когда пойдет погашение задолженности за эту услугу. Жители могут сказать: “Мы заплатили”. Но это не значит, что энергосистема получила деньги. Потому что, прежде всего, они заплатили лишь 35 процентов стоимости этой услуги, а остальные деньги должна была доплатить мэрия, чего не было сделано.

А. Иус: K сказанному хочу добавить следующее. Не так давно управляющий городом Ю. Копылов обвинил меня в том, что “Дальэнерго” отказывается принимать от мэрии Владивостока жидкое и твердое топливо. Мол, тем самым мы загоняем жителей края в пещерный век. Я заявляю, что господин Копылов лукавит. Еще в марте АО “Дальэнерго” поставило в известность администрацию Владивостока, что осенне-зимний период максимум нагрузок закончится 31 марта и за последующие 2-3 недели необходимо было заключить договор. Мы, со своей стороны, готовы были найти конструктивное решение проблемы. Более того, мы отправили в мэрию 4 письма, в которых было сказано, что АО “Дальэнерго” готово рассмотреть любые предложения и подписать соответствующий договор с мэрией Владивостока, как и с любым другим поставщиком, на обеспечение топливом теплоисточника. При этом гарантировалось, что не менее 60 процентов поступающих средств будет направляться на приобретение топлива для Владивостока. Таково истинное положение дел.

- То есть скорого разрешения наших проблем с теплоснабжением не предвидится?

В. Рудь: Заявляю откровенно, что отопление и горячая вода будут только тогда, когда будут как минимум оплачены текущие платежи и будет действовать конкретный, добросовестно выполняемый график погашения задолженностей. Тогда мы сможем продлить отопительный сезон до 15 июня, на время туманов, и начать его с 1 сентября.

- А как вы прокомментируете версии о грядущем повышении цен на электроэнергию для населения?

В. Рудь: Позиция правительства и президента РФ - нужно поднять тарифы для населения, чтобы уменьшить их для промышленности, которой сейчас крайне тяжело. Но это верно только в одном случае: если будет повышен уровень оплаты труда, заработает промышленность. Тогда и будет возможность у людей оплачивать эту услугу. Пока на сегодня многие предприятия стоят. Я считаю, что этот путь очень опасный и в социальном плане, и в экономическом, и потому к последним распоряжениям региональная энергетическая комиссия подошла осторожно, пересматривая тарифы на второй квартал. Имея указ принять тариф до 413 рублей за киловатт-час, мы приняли - 250.

Особо скажу о льготах. Правительство не намерено отступать от своего направления, и мы получили самые свежие сведения, что во втором полугодии за электроэнергию все должны платить столько, сколько она стоит. Также вполне возможно, что будут ликвидированы все 45 категорий льготников, которые не финансируются. Я считаю, что льгота - это родная сестра криминала. Есть льгота - сразу появляются злоупотребления, и все это приводит к дурным последствиям. Потому правительство настаивает (и правильно): льготы ликвидировать. Отдельный разговор - льготы для особо нуждающихся.

- Вы рассказали о жесткой политике по неплатежам. И все-таки большинство рядовых жителей скажет вам: “Я постоянно плачу квартплату, в которую входит и тепло, и вода, так за что же я мучаюсь?”

В. Рудь: Он мучается по следующей причине. Повторяю, квартиросъемщик оплачивает только часть тарифа. Если бы он платил 413 рублей, мы бы сказали: “Да, ты платишь 100 процентов”. Проблема опять же в перепродавцах. Готовится решение передать функции энергосбыта “Дальэнерго”. Будет разработано положение, и мы эту многотрудную работу постараемся довести до конца.

Чудес не бывает. Деньги энергосистеме нужны на все: на уголь, на ремонт, на зарплату - для того, чтобы выполнять свои функции, чтобы выпускать свою продукцию, продавать ее потенциальным покупателям, согласно договорам. На сегодня ситуация такова, что склады твердого топлива пусты. И мы обязаны, для того чтобы не замерзнуть зимой (в буквальном смысле этого слова), накапливать уголь. Но мы его не можем накапливать, так как работаем “с колес” из-за нехватки денег.

А. Иус: Отключение тепла в городе ради отключения, чтобы кому-то “насолить”, как в этом нас пытаются обвинить, - абсурд. Судите сами: энергетики производят тепло, которое идет потребителю. Потребитель за тепло платит. Если он его не получает, он не будет за него платить. Не получив денег, мы не сможем произвести тепло, останемся без работы. Вот такая цепочка. Так выгодно или невыгодно для нас соблюдать режим подачи тепла?

- Теперь об отключениях электроэнергии. Причина та же?

В. Рудь: Согласно указу президента РФ, мы должны давать энергии столько, за сколько произведена оплата. И не более. А любые разговоры о судах, жалобах - это разговоры в пользу бедных, это политические интриги. На сегодня уровень оплаты по марту электроэнергии по городам и районам следующий: Большой Камень - 4 процента, Артем - 37, Владивосток - 20, Находка - 24, Партизанск - 36, Дальнегорск - 24, Уссурийск - 16 процентов. Следовательно, мы обязаны давать им столько электроэнергии, за сколько они платят. То есть если Владивосток платит 20 процентов (я имею в виду муниципальные предприятия), ему и будет отпускаться 20 процентов от той потребности, которая необходима. Остальное - уже не дело энергосистемы, а энергосетей, муниципалитетов и т. д., то есть тех, кто участвует в передаче электроэнергии до потребителей, до лампочки в квартире.

- Существуют ли графики отключения электроэнергии, почему такая неразбериха?

В. Рудь: Все муниципалитеты дали такие графики, и мы знаем, как с наименьшим ущербом и с меньшей опасностью для деятельности жизнеобеспечивающих учреждений отключать электроэнергию. Город Владивосток такой график не представил. Это значит, что энергосистема вынуждена работать по старым графикам отключения и может отключить больницу и другие важные пункты в несогласованное время. Знайте же, что Виктор Иванович Черепков запретил своим подчиненным согласовывать такой график...

Автор: Пресс-департамент администрации Приморского края