Аплодисментам не место

Хлеб – самый ходовой товар. Поэтому никого не удивлял буйный рост количества пекарен, который наблюдался еще до недавнего времени. Но это было вчера, сегодня на рынке хлебобулочных изделий и без того тесно, все ниши заняты. За прошлый год количество предприятий, занимающихся хлебопечением, наоборот, сократилось, 17 пекарен закрылись. Не последнюю роль в этом сыграли повышение энерготарифов, а также проводившаяся паспортизация предприятий отрасли. Предъявляемые к ним санитарно-гигиенические и технологические требования заставили некоторых хозяев просто свернуть производство. Они посчитали, что вкладывать средства в его модернизацию невыгодно.

4 март 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1318 от 4 март 2003

Хлеб – самый ходовой товар. Поэтому никого не удивлял буйный рост количества пекарен, который наблюдался еще до недавнего времени. Но это было вчера, сегодня на рынке хлебобулочных изделий и без того тесно, все ниши заняты. За прошлый год количество предприятий, занимающихся хлебопечением, наоборот, сократилось, 17 пекарен закрылись. Не последнюю роль в этом сыграли повышение энерготарифов, а также проводившаяся паспортизация предприятий отрасли. Предъявляемые к ним санитарно-гигиенические и технологические требования заставили некоторых хозяев просто свернуть производство. Они посчитали, что вкладывать средства в его модернизацию невыгодно.

На сегодня в крае 399 предприятий занимаются хлебопечением. Хотя, конечно, не исключено, что к этому числу нужно еще добавить подпольные цеха, официально нигде не учтенные. Такие факты, к сожалению, все еще встречаются. Отрасль представлена как новичками – частными пекарнями, так и бывшими государственными хлебозаводами, которые в ходе приватизации были акционированы. Не все их удалось сберечь. Есть и такие примеры: некогда сильные предприятия стали неконкурентоспособными на местном рынке. Чаще всего - из-за более низкой цены, по которой предлагают торговле хлеб мелкие пекарни.

Надо сказать, что стоимость хлеба по краю очень сильно различается, в глубинке можно найти цены в два раза ниже, чем во Владивостоке. Вот только за этой низкой ценой, увы, стоит такой же низкий уровень жизни в селах и полунищих поселках. С одной стороны, дорогая продукция покупателям здесь не по карману, с другой – людям, даже в ночную смену стоящим у горячих печек, платят копейки. А они и этому рады, потому что желающих устроиться на их место предостаточно. Так чему тут хлопать в ладоши? А ведь предприятиям желательно бы не только платить работникам достойную заработную плату, но еще и развиваться, обновлять оборудование. На что? Поэтому, когда поднимается вопрос о необходимости снижения цены на хлеб, надо отдавать себе отчет в том, что это палка о двух концах.

Что радует, так это разнообразие на хлебных прилавках. На них можно отыскать сегодня более 400 наименований хлебобулочных изделий. Несмотря на наш консерватизм в пищевых пристрастиях, все более популярными становятся самые разные сорта хлеба, в том числе диетические. Выпускаются буханки и с витаминными добавками. Чего пока однозначно нет, так это использования в качестве белкового обогащения соевой муки, хотя в западных регионах страны это уже входит  в норму. Как заверили в комитете пищевой и перерабатывающей промышленности администрации края, не применяется сейчас и импортная мука – отечественной хватает. Но вся она завозная, поскольку выращенная в Приморье продовольственная пшеница и мука из нее не устраивают хлебопеков по параметрам клейковины и другим свойствам.

Автор: Отдел специальных проектов "В"