Особое мнение судьи Верховного суда Российской Федерации Б. А. Горохова

Вопросы организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации неразрывно связаны с осуществлением государственной власти на местах, в связи с чем в ст. 130 Конституции Российской Федерации и компетенции органов местного самоуправления отнесены вопросы местного значения, владения пользования и распоряжения муниципальной собственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

6 май 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №131 от 6 май 1997

Вопросы организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации неразрывно связаны с осуществлением государственной власти на местах, в связи с чем в ст. 130 Конституции Российской Федерации и компетенции органов местного самоуправления отнесены вопросы местного значения, владения пользования и распоряжения муниципальной собственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Для осуществления государственной власти Приморский край как субъект Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать систему представительных и исполнительных органов государственной власти на территории края, причем в силу ст. 11 (ч. 2) и ст. 77 (ч. 1) Конституции Российской Федерации перечень органов государственной власти в крае не ограничивается высшими представительными и исполнительными органами власти в Приморском крае и может включать в себя органы государственной власти, создаваемые на тех территориях, которые законами Приморского края отнесены к административно-территориальным образованием краевого подчинения.

До настоящего времени система органов государственной власти Приморского края в законах края не установлены, в связи с чем вопрос о том, является ли г. Владивосток муниципальным образованием, все внутренние вопросы которого могут решаться населением самостоятельно, или административно-территориальным образованием, в котором необходимо государственное управление для обеспечения соблюдения интересов всего населения Приморского края, остается открытым. При таких условиях вывод судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации о том, что г. Владивосток является муниципальным образованием, а Владивостокская городская дума - представительным органом местного самоуправления города, достаточно обоснованным быть признан не может.

В соответствии со ст. 67 Устава Приморского края местное самоуправление осуществляется в пределах территорий, определенных законом края. В силу ч. 1 ст. 7 закона Приморского края “О местном самоуправлении в Приморском крае” территории местного самоуправления в Приморском крае должны быть установлены специальными законами Приморского края.

В настоящее время территории, на которых должно осуществляться местное самоуправление в Приморском крае, в законодательном порядке не установлены, выборы в органы местного самоуправления не проведены, уставы муниципальных образований не приняты и в установленном порядке не зарегистрированы, в связи с чем вывод Приморского краевого суда о наличии оснований, предусмотренных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления”, для назначения даты выборов в органы местного самоуправления районов г. Владивостока является правильным. В силу ч. 1 ст. 2 этого закона и субъектах Российской Федерации, не установивших в своих законах норм, регулирующих порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований, муниципальными образованиями являются в соответствии с административно-территориальным делением субъектов Российской Федерации районы, и другие населенные пункты.

Районы г. Владивостока до сих пор являются административно-территориальными единицами Приморского края и этого статуса Приморским краем как субъектом Российской Федерации не лишались; их население независимо от его численности в соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

В зависимости от местных условий и различных субъектов Российской Федерации уровень, на котором создаются муниципальные образования, может быть различным. С учетом функций органов местного самоуправления, призванных решать весь комплекс вопросов местного значения, подлежащих передаче в ведение местного самоуправления, не вторгаясь при этом в сферу полномочий органов государственной власти, следует согласиться с правильностью позиции Приморского краевого суда по данному делу, суть которой сводится к тому, что органы местного самоуправления должны быть максимально приближены и населенно самоуправляющих территорий. Такое приближение наиболее полно реализуется на уровне районов г. Владивостока, а не на уровне крупного города, состоящего из пяти районов.

Требования местных законов о местном самоуправлении в Приморском крае судов были не только учтены, но и полностью соблюдены в части, касающейся сроков проведения выборов в органы местного самоуправления районов г. Владивостока, в связи с чем у судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации не было оснований для отмены решения Приморского краевого суда по мотивам нарушения норм законов Приморского края, регулирующих вопросы организации местного самоуправления в Приморском крае.

Решение вынесено судом в полном соответствии с требованиями Федеральных и местных законов о местном самоуправлении. Оснований для его отмены в кассационном порядке не было.