Застегнем покрепче ремни

На Дальнем Востоке будет создана единая авиакомпания для обслуживания местных воздушных линий, заявил в конце прошлой недели в Хабаровске полномочный представитель президента в ДВФО Константин Пуликовский. По его словам, новый альянс призван защитить интересы мелких авиакомпаний региона. Однако на деле объединение станет предлогом к переделу рынка авиаперевозок на Дальнем Востоке между крупными местными игроками.

13 февр. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1309 от 13 февр. 2003

На Дальнем Востоке будет создана единая авиакомпания для обслуживания местных воздушных линий, заявил в конце прошлой недели в Хабаровске полномочный представитель президента в ДВФО Константин Пуликовский. По его словам, новый альянс призван защитить интересы мелких авиакомпаний региона. Однако на деле объединение станет предлогом к переделу рынка авиаперевозок на Дальнем Востоке между крупными местными игроками.

По данным пресс-службы полпредства, в Дальневосточном регионе сегодня работает более 50 больших и малых авиапредприятий. Объединение мелких, раздробленных авиакомпаний в одну, но дееспособную, позволит, по мнению властей, организовать более четкое и стабильное сообщение с отдаленными городами и поселками, не имеющими автомобильных и железнодорожных коммуникаций. Правда, о приблизительной дате, когда может произойти подобное «суперслияние», пока не сообщается. По мнению участников рынка, грядущее объединение имеет две причины. Во-первых, у мелких авиакомпаний существуют серьезные проблемы с авиапарком, обновление которого для них просто непосильно. Во-вторых, это реакция местных авиаперевозчиков на то, что крупные авиакомпании из других регионов сегодня активно «наступают» на Дальний Восток, претендуя уже не только на маршруты между большими городами, но и на локальные коридоры протяженностью до 1000 км. Лидером этой внешней экспансии является «Сибирь» - вторая после «Аэрофлота» авиакомпания России по объему перевозок. За последние два года «Сибирь» открыла несколько представительств во Владивостоке, Хабаровске и Благовещенске. А осенью 2002-го ее примеру последовала авиакомпания «Ист Лайн», которая начала реализацию нового проекта по организации доставки грузов в регионы Сибири и ДВ по тарифам, сопоставимым по цене с железнодорожными.

Для того чтобы выстоять в конкурентной борьбе, мелкие компании и затеяли столь грандиозное объединение, активно поддерживаемое ведомством Константина Пуликовского. «Раньше крупным авиаперевозчикам было трудно работать в регионах, потому что местные авиакомпании, имея связи в аэропортах, могли ограничивать их напор», – сказал агентству «РБК» Андрей Иванов, аналитик по транспорту компании «Тройка-Диалог». Однако в середине 2002 года рынок авиаперевозок стал более либеральным из-за того, что на федеральном уровне изменились правила регулирования полетов. И если раньше на одном направлении могло работать множество мелких авиакомпаний, то теперь для обеспечения безопасности пассажиров предпочтение стало отдаваться крупным авиаперевозчикам.

Правда, дальневосточные авиационные перевозчики однажды уже пытались объединиться. Еще в 1999 году «Владивосток-Авиа», «Дальавиа» и «Сахалинские авиатрассы» (крупнейшие в регионе авиакомпании) решили создать альянс, главной задачей которого должно было стать активное противостояние захвату выгодных направлений московскими перевозчиками. А в прошлом году «В» сообщал и о том, что представители «Владивосток-Авиа» в борьбе с «воздушными монстрами» намеревались объединить усилия с сибирской авиакомпанией «Хакасия». Все эти «прогрессивные идеи» получили поддержку местных властей, однако в конечном счете никаких конкретных шагов предпринято так и не было. Участники рынка полагают, что на этот раз местному «крупняку» удастся на крайне выгодных для себя условиях поглотить местные мелкие авиакомпании, которые сегодня находятся в очень тяжелом положении. Им хронически не хватает, к примеру, даже горюче-смазочных материалов – зачастую такие перевозчики занимаются своеобразным бартером, «меняя» керосин на чартерные рейсы.
Влиться в объединение региональных авиакомпаний будет для них едва ли не лучшим способом решить все эти проблемы.

Согласно прогнозу аналитиков, если объединение действительно состоится, то в ближайшие два–три года «пришельцы» (общенациональные авиакомпании «Сибирь», «КрасЭйр» и «Аэрофлот») будут летать в крупные города региона из центра, тогда как «местные» (авиакомпании Дальневосточного альянса) будут осуществлять полеты между менее крупными населенными пунктами на сравнительно небольшие расстояния. Эксперты считают, что создание альянса произойдет в интересах крупных игроков на местном рынке – таких, как «Владивосток-Авиа» и «Дальавиа», которые с помощью консолидации сумеют укрепиться перед появлением «пришельцев». Ведь маршруты нескольких десятков мелких «коллег» фактически попадут под их контроль. К слову, представители крупных «федеральных» авиакомпаний уже наслышаны о скором переделе и пока что не рискуют давать по этому поводу жестких оценок.

Автор: Максим КАВАЛЕРОВ, «Владивосток»