Фанза ядовитого хунхуза

О том, что китайцы отравили почти все реки Хасанского района, уже сообщалось в средствах массовой информации. До самой поздней осени, пока не встал лед, граждане Поднебесной занимались сбором лягушек, причем часто варварским способом – выливали в воду ядовитые химические растворы. Но о том, что в черте Владивостока, на реке Малая Пионерская, в 1,5-2 километрах от Седанкинского водохранилища, питающего почти миллионный город, обосновались желтолицые добытчики, мало кто знает. Нет нужды объяснять, что может произойти при попадании химикатов или какой-нибудь иной отравы в главный городской водоем.

29 янв. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1300 от 29 янв. 2003

О том, что китайцы отравили почти все реки Хасанского района, уже сообщалось в средствах массовой информации. До самой поздней осени, пока не встал лед, граждане Поднебесной занимались сбором лягушек, причем часто варварским способом – выливали в воду ядовитые химические растворы. Но о том, что в черте Владивостока, на реке Малая Пионерская, в 1,5-2 километрах от Седанкинского водохранилища, питающего почти миллионный город, обосновались желтолицые добытчики,  мало кто знает.
Нет нужды объяснять, что может произойти     при попадании химикатов или какой-нибудь  иной отравы  в главный городской водоем.

ГОРОДСКАЯ ФАНЗА

В один из январских дней нам  в редакцию позвонил сотрудник Дальневосточного отделения Всемирного фонда дикой природы (wwF) Юрий Берсенев и сообщил, что на берегу реки, впадающей в водохранилище, обнаружена маленькая китайская фанза. И судя по всему, до самого последнего времени ее хозяева занимались ловлей лягушек. Новость обескуражила, поскольку в такой близости от стратегического объекта ни один китаец не появлялся. А памятуя об отравленных реках Хасанщины... Волосы на голове пришли в движение. Но мы решили проверить информацию и выехали на место.

После часового плутания по лесу перед нами наконец предстал затянутый сверху синим полиэтиленом низенький сруб из тонких бревнышек высотой в метр и размерами 1,5 на 2. С первого взгляда стало ясно - строил не русский человек, и традиционный азиатский кан лучшее тому подтверждение. Да и размеры крошечного входа недвусмысленно указывали на наших желтолицых братьев. В таком домишке могут поместиться один-два китайских промысловика. Под невысоким обрывистым берегом - самодельные котелок и кружка, а еще металлические провода, уходящие в лед. Это не что иное, как электрическая удочка. К проводам подключается мощный заряд, и в радиусе пяти метров все живое всплывает брюхом вверх. Сейчас же промысел законсервирован по причине зимы.

Но электрическая удочка - не самое главное варварское орудие добычи лягушки. Еще страшнее химическая атака, когда в воду выливаются ядовитые препараты. В этом случае лягушек легче доставать, различая в реке их светлые брюшки. Именно этим изуверским способом добычи стали в последнее время активно пользоваться китайцы.

КИТАЙЦЫ ЛОВЯТ ЛЯГУШЕК, А ПОГРАНИЧНИКИ - КИТАЙЦЕВ

Такой химической атаке подверглась недавно река Рязановка в многострадальном Хасанском районе. Как сообщили сотрудники заказника «Барсовый», обнаружены места массовой гибели ихтиофауны, то есть всего живого, что обитает в воде: рыб, лягушек, моллюсков, ракообразных и, возможно, околоводных животных. К тому же на реках Рязановке и Барабашевке расположены крупные рыборазводные заводы. Как отметил координатор экологической программы ТРАФФИК на Дальнем Востоке России Павел Фоменко, это можно назвать целенаправленной экспансией со стороны китайских граждан на природные ресурсы России и посягательством на здоровье россиян. Высыпав несколько десятков килограммов пестицидов в верхнем течении реки и собрав урожай, китайские добытчики переходят на другую реку. Практически ни один водоем Хасанского района не остался без их «внимания». Это в буквальном смысле можно назвать экологическим терроризмом.

В ноябре прошлого года пограничникам удалось-таки задержать парочку таких «террористов». Тогда группа во главе с начальником заставы «Верхняя» Хасанского погранотряда старшим лейтенантом Виноградовым обнаружила в реке травленую рыбу и лягушек. Поднявшись к верховью, пограничники задержали двух китайцев. При них обнаружены 11 бутылочек с ядохимикатами, более 400 лягушек и около трех килограммов рыбы. Всего же за прошлый год в Хасанском районе пограничниками задержано 12 китайцев, собиравших лягушек. На пятерых из этой дюжины дела переданы в суд.

Иногда сборщики лягушек ведут себя весьма агрессивно. Им есть, чем рисковать – в Китае за одну квакушку дают до одного доллара, а ее жир там имеет баснословную цену. Видимо, поэтому весной прошлого года на территории Хасанского погранотряда группа китайских промысловиков оказала вооруженное сопротивление офицеру-пограничнику и его добровольному помощнику, но все равно была задержана. Можно вспомнить и трагический случай, произошедший еще в 1995 году. Тогда начальник заставы «Школьная» того же Хасанского погранотряда капитан Сергей Дашук погиб при задержании китайского нарушителя, занимавшегося сбором лягушек.

СТОЙ, СТРЕЛЯТЬ БУДУ!

Для населенных пунктов Хасанского района местные реки – основной источник водоснабжения.  Кстати, уже рассказывают, что двое местных мужичков в неподходящее время и в неподходящем месте испили-таки речной водицы. Результат был печальным. В больницу они, слава богу, не попали, но следующие сутки ходили по нужде буквально кровью.

Давайте на минуту представим, что  в Седанкинское водохранилище попадут ядохимикаты. Последствия могут быть трагическими. Какое же ЧП должно произойти, чтобы те службы, которые отвечают за государственную безопасность, за охрану водохранилища и прилегающей к нему территории, сделали решительные шаги? Вряд ли стоит вспоминать неписаные законы русских охотников начала прошлого века, когда они без разбору и без предупреждения стреляли во всякого хунхуза, встреченного в тайге.

Меры назрели, и самые жесткие...

Автор: Александр АЛЕКСЕЕВ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»