За рамками телеэкрана

Игорь Толстунов – продюсер. Родился в Москве в 1957 году. В 1978-м окончил экономический факультет ВГИКа, с 91-го по 95-й - исполнительный директор студии ТТЛ. С 95-го - генеральный директор столичной кинокомпании “НТВ-ПРОФИТ”. Лауреат премии “Зеленое яблоко”, дважды - “Золотой Овен”. Избранная фильмография: “Любовь”, “Подмосковные вечера”, “Вор”, “Русский бунт”, “Восток-Запад”, “Займемся любовью”, “Приходи на меня посмотреть”, “День рождения Буржуя”.

24 янв. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1298 от 24 янв. 2003

Игорь Толстунов – продюсер. Родился в Москве в 1957 году. В 1978-м окончил экономический факультет ВГИКа, с 91-го по 95-й - исполнительный директор студии ТТЛ. С 95-го - генеральный директор столичной кинокомпании “НТВ-ПРОФИТ”. Лауреат премии “Зеленое яблоко”, дважды - “Золотой Овен”.
Избранная фильмография: “Любовь”, “Подмосковные вечера”, “Вор”, “Русский бунт”, “Восток-Запад”, “Займемся любовью”, “Приходи на меня посмотреть”, “День рождения Буржуя”.


Художественное кино всегда свысока смотрело на телевизионное по одной простой причине: для большого кино и денег всегда давали больше. А телевидение стояло где-то на боковой дорожке искусства. Между тем именно телевидение сохраняет и развивает кинопрофессии. Для актера – это единственный путь к популярности. Ведь отечественное кино сегодня – миф.

Даже в случае неуспеха телесериала зрителей он соберет в десятки раз больше самого успешного прокатного фильма. Но для продюсера такого масштаба, как Игорь Толстунов, – это не самоцель. 

На телевидении, по его мнению, работают мастера, которые не комплексуют, что снимать надо быстро и качественно.

- Игорь Александрович, от чего, по-вашему, зависит успешность телефильма?

- Знаете, в молодости я был заместителем директора телефильма “Петр Великий” и хотел построить большую, обзорную декорацию Кремля, но мой пыл охладил зам. директора студии имени Горького Григорий Рималис словами, что телевизионное кино – это всего лишь 48 сантиметров по периметру. Посмотрите, как сделаны “Закон”, “Убойная сила”, “Бригада”… Обсуждая качество телефильма, нельзя судить о нем с позиции игрового кино. Чтобы не выйти из реального сегодняшнего бюджета, надо делать не меньше восьми полезных минут в день. (Я имею в виду качественно смонтированную пленку). Это труд сильных людей. Вообще кино – каждый раз новое дело. С одной стороны  - ты все время ищешь что-то, с другой – чувствуешь, что от тебя все время зритель, инвестор ждут только хита. И никто не хочет брать в расчет, что так не бывает никогда! Нет такого продюсера или режиссера, который бы не ошибался. Запуская проекты на ближайший сезон, мы уже думаем о будущем и понимаем, что понадобятся совсем другие телефильмы, с другой тематикой, по-другому сделанные. Каналы наращивают мощь, пристально наблюдают друг за другом. Появляется много зрелищности, компьютерных эффектов… Будешь левой ногой работать – скажется на рейтинге. А он на телевидении всему голова.

- Насколько независим телепродюсер в своем выборе сценария, режиссера?

- В нашей компании мы научились точно ощущать рамки коридора, по которому должны двигаться. Например, режиссер предлагает нам экранизацию интересной книги. Сценария пока нет. И режиссер говорит, что за время работы авторской группы над сценарием он, чтобы ускорить процесс, начнет искать артистов, интерьеры, натуру и т.д. Для нас подобный подход к делу - пройденный этап. Так что, пока не получим готовый сценарий, который нас заинтересовал, ни на какие уступки нас не воодушевить даже известной киноличности.

- 2002 год для российского кино был удачным, но из кинобизнеса вы переключились на телевизионный. Не жалеете?

- А большое кино нами не забыто. Продюсируем новый фильм Павла Чухрая, запускаем еще три проекта. Но кинобизнеса у нас в стране нет. Это становится очевидным любому продюсеру, который пытался хоть однажды продать снятый фильм. Уповать на то, что лучшие кинофильмы “НТВ-ПРОФИТ” еще принесут свои миллионы, – наивно. Ведь бизнес не тогда, когда окупается один фильм, а когда работает вся индустрия, которая приносит реальный доход.

- Может быть, проще и выгоднее снимать коммерческое кино?

- Коммерческое кино делать сложнее. Тут рука должна быть жесткой. В моих проектах записан особый пункт, что право на окончательное решение имеет только продюсер. Мне удается убедить в этом режиссеров, хотя они и пытаются сопротивляться. Но просим оставить это право за компанией еще и потому, что мы берем чужие деньги и отвечаем за них. К сожалению, в России режиссеров, которые умеют стабильно снимать коммерческое кино, четверо – Михалков, Балабанов, Рогожкин и Говорухин. Я не говорю, что остальные не умеют снимать. Многие делают очень хорошие фильмы, но мы ведь говорим о коммерческом кино. 

Автор: Татьяна БАТОВА, «Владивосток»