Почта приехала!

Этот восторженный возглас впервые прозвучал во Владивостоке 140 лет тому назад, 25 января 1863 года. Впервые в пост сухим путем прибыла почта.

24 янв. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1298 от 24 янв. 2003

Этот восторженный возглас впервые прозвучал во Владивостоке 140 лет тому назад, 25 января 1863 года. Впервые в пост сухим путем прибыла почта.

Если человек, которому вы что-то хотите сообщить, находится рядом, то можно просто подойти к нему и все сказать. Если же он находится где-то далеко, то мы прибегаем к услугам почты.

К ее помощи и попытался прибегнуть «Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный в ученье московскому сапожнику Аляхину». Он написал деду письмо. Сидельцы из мясной лавки, которых он расспрашивал накануне, сказали ему, что письма опускаются в почтовые ящики, а из ящиков развозятся по всей земле на почтовых тройках с пьяными ямщиками и колокольцами.

Экспедицию почты лавочники описали почти что правильно. Ночное столкновение на Сибирском тракте тарантаса, в котором ехал Антон Павлович Чехов, с почтовыми тройками, управляемыми пьяными ямщиками, чуть не привело к гибели писателя. И до 1880 года почту от Урала до Тихого океана везли почтовые тройки. Через Тобольск, Красноярск, Иркутск и Читу она доходила до Хабаровки и далее по Амуру в Николаевск. На просьбы начальника поста Владивосток оставлять почту для Владивостока в Хабаровке и уж оттуда переправлять ее в пост администрация области ответила разъяснением, что «...письма и книги из внутри империи в порт Владивосток не могут быть посылаемы во Владивосток, по неучреждению там почтового управления». Администрация была абсолютно права. В те далекие времена одной из обязанностей почты была доставка денежных писем, то есть доставка адресатам почтовых конвертов с вложенными в них денежными купюрами.

В присутствии почтового чиновника отправитель вкладывал дензнак в конверт, письмо запечатывалось сургучом и отправлялось в путь. Из-за этих денежных писем выходили на почтовый тракт лихие люди с кистенем, шли на должностные преступления офицеры, в обязанность которых входила проверка писем, получаемых нижними чинами вверенной ему команды.

Но необходимость иметь постоянную связь с постом в бухте Золотой Рог заставила администрацию поручить доставку почты от устья реки Сунгачи до Владивостока пограничникам. От Хабаровки по Уссури до Сунгачи почтовые перевозки были повинностью станиц Амурского казачьего войска. В январе 1863 года начала действовать почтовая линия Хабаровка - Владивосток. 25-го числа впервые жители поста услышали звон почтового колокольчика. Кроме служебных депеш почтальон доставил частное письмо из Петербурга, отправленное еще 14 июня прошлого года, и журнал «Морской сборник» за сентябрь.

В 1868 году во Владивостоке открывается почтовая контора, которая сразу же становится центром общественной жизни. Там жители получают адресованные им письма и обмениваются новостями. В сберегательной кассе при почтовой конторе они хранят и излишки денег. Поэтому в случае тревоги всем жителям приказом командующего сухопутными войсками во Владивостоке штабс-капитана Буяковича предписывалось собраться у почтамта и ждать дальнейших распоряжений.

Но военные страхи первых лет постепенно улеглись, почту во Владивосток, ставший административным центром Приморской области, вначале доставляли на пароходах, а затем и по железной дороге в почтовых вагонах. Для опускания писем у гостиницы «Тихий океан» и магазина Янковского, на углу Маньчжурской и Экипажной, Портовской и Корякинской появились почтовые ящики. Письма же из почтового ящика на железнодорожном вокзале вынимались только после второго звонка до отхода почтового поезда и сразу же сдавались в него. Почта делала все от нее зависящее, чтобы ее работа не вызывала нареканий, но часто сами отправители ставили ее в тупик.

Вспомним Ваньку Жукова. Он «свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, умокнул перо и написал адрес: «На деревню дедушке». Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу».

Этот адрес, безусловно, развеселил московскую почту. Но не до веселья стало служащим владивостокского почтамта, когда в зону его обслуживания вошли КВЖД и Квантунский полуостров с Порт-Артуром. Куда отправлять письма, на которых были указаны такие адреса:

«Во вновь завоеванную Китайскую землю, Поднебесный въезд. Казачья железная дорога, казаку Ивану Попову».

«В Приморскую охранную стражу, Манджурской губернии, Харбинской волости. Охранному казаку Василию Неелову».

«Небесная империя, город Квантун. Получить казаку на станции железной дороги Тимофею Зубареву».

«Получить Игнатию Балайшису письмо из Манжуры. Солдацкое».

А Ваньку простить можно. Ему было всего девять лет…

Автор: Юрий ФИЛАТОВ, специально для «В»