Еще раз про любовь

О фильме Александра Рогожкина “Кукушка”, впервые показанном на последнем Московском международном кинофестивале, заговорили сразу же, и преимущественно в восторженных интонациях. Творчество кинорежиссера Рогожкина, умеющего сочетать и мейнстрим, и артхауз, давно и прочно завоевало симпатии зрителя. В его творческой биографии - и “Блокпост”, и все особенности национальных мужских забав. Рогожкин первым взялся за экранизацию Андрея Кивинова – так появились “Менты”, к которым он уже не имеет отношения, а работает с “Убойной силой”. Последнее детище – “Кукушка”.

15 янв. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1292 от 15 янв. 2003

О фильме Александра Рогожкина “Кукушка”, впервые показанном  на последнем Московском международном кинофестивале, заговорили сразу же, и преимущественно в восторженных интонациях. Творчество кинорежиссера Рогожкина, умеющего сочетать и мейнстрим, и артхауз,  давно и прочно завоевало симпатии зрителя. В его творческой биографии - и “Блокпост”, и все особенности национальных мужских забав. Рогожкин первым взялся за экранизацию Андрея Кивинова – так появились “Менты”, к  которым он уже не имеет отношения, а работает с “Убойной силой”. Последнее детище – “Кукушка”.

Два актера – Вилле Хаапсало из Финляндии и Виктор Бычков из России познакомились на съемках “Особенностей национальной охоты”. Подружились навек, вместе играли спектакли на двоих в Финляндии, например “Записки сумасшедшего”. (Вилле и Виктор -  выпускники Санкт-Петербургской театральной академии.) Задумали как-то сюжет о двух мужчинах и одной женщине, волею судьбы оказавшихся между миром и войной, жизнью и смертью, любовью и разлукой, пришли к режиссеру Александру Рогожкину и попросили написать пьесу, а тот написал сценарий. И из него получился фильм “Кукушка”.

На недавнем фестивале “Золотой Овен” фильм Александра Рогожкина получил главный приз как лучший фильм года.

Чистота интонаций, безупречная раскадровка и удачно выписанные характеры трех главных персонажей вывели “Кукушку” за рамки любовного треугольника, на уровень общечеловеческих размышлений. Да, действие происходит в Карелии в обители одинокой молодой саамской женщины, но совсем не хочется разбираться соблюдал ли режиссер этнографические точности в эпизоде возвращения одного из героев с Пути смерти.  Просто выла собакой Анни и била всю ночь в бубен, как шаманка, и дула ветром в уши умирающему Вейке, но прогнала смерть.… А второй герой Ваня сидел во дворе и плакал, ведь в том, что произошло с Вейке, был виноват именно он. Эта пронзительная сцена заставила уронить слезу самых сдержанных зрителей. А потом Анни сшила обоим мужчинам одежды из оленьих шкур, и те ушли в свою жизнь, ведь война между Финляндией и Советским Союзом  кончилась.

В фильме “Кукушка” за один час сорок минут зрители могли еще раз убедиться в многогранности мира – люди говорят на своих языках (саами, финском, русском),  не изменяют своим привычкам,  но это не мешает им проникнуться искренними чувствами, быть терпимыми друг к другу. Вейке решил построить сауну, Ваня  принялся варить суп из грибов, а милая Анни, с опаской глядя на плоды трудов мужчин, начала робко причитать, что если часто мыться – можно заболеть, и начала готовить снадобье против грибной похлебки, считая эту пищу ядовитой. При всем желании понять и быть понятыми, герои тем не менее попадают в двусмысленные ситуации. В первый день знакомства на вопрос Вейке: «Как тебя зовут?» - Ваня отвечает: «Пошел ты!». С тех пор его так и кличут: Пшелты. После Вейке и Ивана остались у Анни два сына – одного она назвала Вейке, другого, конечно, Пшелты.

На кинорынке фильм “Кукушка” был приобретен самой “Сони Классик”. Это третий фильм времен новой России, на который обратила внимание влиятельнейшая в мире кино компания. Достаточно вспомнить, что  именно “Сони Классик” способствовала мировому успеху “Утомленных солнцем” Никиты Михалкова и “Вора” Павла Чухрая.

Фильм Александра Рогожкина уже отмечен рядом премий: Гран-при “Золотой Овен”, “Святым Георгием” за лучшее исполнение мужской роли награжден финский актер Вилле Хаапсало, актриса Анни-Кристина Юссо свою награду за лучшую женскую роль получила на кинофестивале “Окно в Европу”. Пока без наград Виктор Бычков. Может быть, впереди номинация на “Оскар”?

Автор: Татьяна БАТОВА, «Владивосток»