Дефицитный бюджет Приморья стал более справедливым

На вопросы журналиста отвечает первый вице-губернатор Николай САДОМСКИЙ.

30 апр. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №129 от 30 апр. 1997

На вопросы журналиста отвечает первый вице-губернатор Николай САДОМСКИЙ.

- Николай Григорьевич, недавно думой Приморского края был принят бюджет на 1997 год. Какую оценку ему можно дать?

- За последние несколько лет нам не удавалось утвердить бюджет, как это требуется, в первом квартале года. Это всегда происходило глубокой осенью, иногда даже в декабре. Негативные последствия такой практики были значительные. На этот раз удалось сделать так, что мы уже в апреле приняли бюджет. Бюджет верстался очень трудно, и его особенностью является то, что впервые за много лет мы его рассчитали по тем нормативам, которые разработали специалисты финансового управления администрации края и затем были утверждены в думе. То есть на каждое место в детском саду, на каждую больничную койку и так далее. Поэтому бюджет абсолютно взвешенный и справедливый, здесь каких-то перекосов нет.

Вместе с тем принятие бюджета по этим нормативам привело к небольшому изменению пропорции. То есть если раньше бюджет верстался исходя из достигнутой базы, то теперь - по обоснованным нормативам. Может показаться на первый взгляд, что какие-то города и районы получили немножко больше по сравнению с тем, что имели раньше, некоторые меньше. Но в целом бюджет стал более справедливым.

- Следует ли ожидать в этом году какую-либо финансовую помощь краю со стороны федеральных властей?

- Особенностью этого бюджета является также то, что в этом году нам удалось защитить в министерстве финансов трансферты, то есть дотации краю. В 1996 году Приморье не получило такой помощи вообще. В этом году у нас самая большая сумма трансферта в России - 2 триллиона 532 миллиарда рублей. Для сравнения: хабаровчане получили менее одного триллиона рублей. Можно представить, какого труда стоило губернатору Е. Наздратенко, депутатам Государственной думы от Приморья отстоять этот трансферт. И пусть даже этого трансферта для Приморья мало, но он больше, чем у Московской области, больше, чем у Якутии, что можно расценивать как нашу крупную победу.

- Какова в нынешнее время зависимость краевого бюджета от дотаций центра?

- Сегодня наша промышленность переживает период стагнации и, следовательно, доходов получается мало. Поэтому, если объективно смотреть, и Владивосток, и Находка прекратили играть роль доноров краевого бюджета, собираемых ими денег едва-едва хватает на собственные нужды. Сегодня получается, что мы всецело зависим от Москвы и от тех трансфертов, которые будут нам перечислены. Чтобы это случилось, очень кропотливая работа была проведена нами в Москве. В ноябре мы готовили распоряжение о том, чтобы, не имея утвержденного бюджета, получить в край средства в виде трансфертов. Такое постановление в порядке исключения было подписано, и нам разрешили взять кредиты в коммерческих банках под будущие трансферты. Но банки просто так деньги не дают, поэтому были заключены договоры поручительства, согласно которым Минфин гарантирует этим банкам возврат выданных денег. Таким образом, мы привлекли 600 миллиардов рублей кредитных ресурсов: 200 - в январе, 200 - в феврале и 200 миллиардов рублей мы получили буквально на днях.

- На какие цели были использованы эти средства?

- Все эти деньги были распределены и переданы территориям на основании постановлений губернатора. Все они в основном выплачены в счет погашения долгов по заработной плате. Нам не удалось выплатить детские пособия, потому что эти кредиты имеют строго целевое назначение - на заработную плату. Но в постановлении, кроме того, записано - часть средств выделяется на закупку топлива, потому что это был декабрь, период самого активного потребления мазута и угля. Кроме того (около 25 млрд. рублей) - на закупку топлива для “Дальэнерго” в счет погашения долгов за отпущенную электрическую энергию.

- Не случится ли так, что в ближайшее время приток средств в край прекратится, тем более что сейчас идет разговор об уменьшении расходной части федерального бюджета, то есть его секвестрировании?

- Я этого не исключаю. Первое: на апрель-май по плану нам значится выделение 130 миллиардов рублей, но мы их уже не получим, поскольку Минфин отдаст их в счет погашения тех ссуд в банке, по которым мы уже выдали зарплату бюджетникам. Месяца два-три скорее всего край не будет получать средства - это объективная причина. Второе: действительно, правительство сегодня озаботилось тем, что доходная часть бюджета не наполняется в нужном объеме и необходимо урезать расходные статьи. По опыту мировой практики обычно это делается в чрезвычайных ситуациях, и секвестрированию подлежат те расходы, которые мы называем незащищенными. Иными словами, сокращение не касается заработной платы, закупки медикаментов, других социальных выплат. Видимо, будут пересмотрены некоторые программы капитальных вложений, реконструкции, приобретения материалов и оборудования, то есть такие проекты, от которых можно отказаться, хотя и затянув пояса. Но что касается жизни, здоровья людей - такие статьи расходов должны быть финансируемыми.

Необходимо подчеркнуть, что трансферты по закону являются защищенной статьей бюджета. Я думаю, что и у депутатов, и у правительства хватит мудрости не посягать на этот фонд поддержки бюджетов субъектов Российской Федерации и не сокращать эти расходы. Но, к сожалению, у нас в России все возможно, и если это произойдет, мы не сможем дотировать наши города и районы, что, конечно, отразится на жизни людей в виде задержек по выплате зарплаты и детских пособий. Большая часть доходов нашего бюджета - это средства, которые складываются из поступлений от хозяйствующих субъектов.

У нас в крае ситуация аналогичная, как и в стране, - от плановых сумм мы не собираем 100 процентов, дай бог, чтобы у нас сборы сумм от налогов составляли 60-65 процентов. Поэтому дефицит бюджета будет оставаться, а текущие поступления будем направлять на защищенные статьи. Видимо, какие-то расходы нам придется не сокращать, как это модно сейчас говорить - секвестрировать, а просто полностью отказаться от их финансирования.

- Расскажите о распределении бюджетных средств между территориями края.

- В соответствии с принятым бюджетом городам и районам оставляются все налоги, какие они могут собрать. То есть 22 процента налога на прибыль, 25 процентов - НДС, 10 процентов - подоходного и так далее. Кроме того, поскольку этих доходов мало, мы им выделяем такие суммы дотаций, которые определены исходя из нормативов, утвержденных думой. Таким образом складывается доходная часть бюджета. Если говорить о расходных статьях, то в каждом городе и районе их объем намного больше, чем запланированные доходы. Разница между доходами и расходами и составляет дефицит. Процент дефицита в среднем по всему краю примерно одинаков - 42-43. Абсолютно одинаковым для всех территорий этот процент сделать невозможно. И сумма дотаций определялась из того, чтобы как-то выравнять условия существования наших территорий.

Городу Находке, как уже сказано, оставили все суммы налогов, которые могут собираться на его территории. При этом ему никакой дотации не определено. Единственное исключение - город Владивосток, ему дума утвердила размер отчислений в местный бюджет от прибыли предприятий в размере 16 процентов, а можно было 22, как это предлагала краевая администрация. Но эти 6 процентов - единственное, что будет поступать в краевой бюджет от Владивостока, а впоследствии перераспределяться. Все же остальные налоги будут оставаться на территории города. Но при этом необходимо иметь в виду, что в прошлые годы Владивосток имел всего 6 процентов от налога на прибыль.

Поэтому очень странными выглядят сетования финансового управления администрации Владивостока, его руководства. В принципе каждый волен высказать свое мнение, но я хочу повторить, что бюджет сверстан в этом году справедливо и нет оснований утверждать, что со стороны краевых властей имеют место какие-то покушения на городскую казну и ущемление чьих-то бюджетных прав.

- В некоторых средствах массовой информации прозвучало сообщение, что 14 крупных предприятий края стали перечислять средства напрямую в краевой бюджет, а не в городской, как это делалось раньше.

- Доходы краевого и местных бюджетов в сумме составляют консолидированный бюджет субъекта федерации, каким является Приморский край. Собственно, краевой бюджет определяется исходя из отчислений предприятий, и всегда было так, что при его формировании определялся круг плательщиков. Единственное новшество заключается в том, что по новым законам это требует утверждения в думе. Ранее перечень плательщиков утверждался распоряжением губернатора, теперь он прошел процедуру голосования на заседании краевой думы, и она совершенно легитимно установила круг плательщиков в краевой бюджет.

- Как будет складываться в этом году выполнение закона о ветеранах? Вопрос очень больной и волнует многих.

- На территории всей России закон не выполняется, так как не хватает средств в полном объеме. Частично это учтено в бюджете, и определенные статьи этого закона будут финансироваться. Обеспечить выполнение закона в полном объеме, к сожалению, возможности нет ни у руководства краем, ни у глав администраций городов и районов. Беда в том, что у нас многие законы страдают от того, что, принимая их, внешне красивые, популистские, никто не ищет источники их финансирования. К примеру, Государственная дума принимает закон, согласно которому деньги для его реализации должны выделять местные бюджеты, которые на тот момент уже распределены. Всем должно быть понятно, что наш бюджет сверстан и без того с огромным дефицитом, и вешать на него дополнительные расходы просто недопустимо.

- Имеется достоверный случай, когда пенсионер, которому распоряжением В. Черепкова была назначена пенсия, обратился в почтовое отделение, и там ему сказали, что пенсий не будет, потому что краевая администрация не перечислила деньги городу. Прокомментируйте, пожалуйста.

- Забавная история, если она на самом деле была. Пенсии, как вы знаете, выплачиваются не из бюджета, а из Пенсионного фонда. Если мэр Владивостока добавил пенсионерам из городского бюджета по 200 тысяч рублей, то обязанность выполнять это решение лежит на самом мэре. И это его нужно спросить, почему он такую команду дал - не платить. Когда краевая дума утверждала бюджет, она определила только проценты отчислений. А уже как именно расходовать, на что выделять средства, решает только мэр до избрания представительного органа власти, то есть городской думы, которой сейчас нет. Мэр, утверждая бюджет, должен сам распределить - сколько на пенсии, сколько на асфальтирование дорог, сколько на зарплату врачей, других работников бюджетной сферы.

- Вы говорите, что мэрия сама определяет расходы городского бюджета. А есть ли у мэрии возможности снизить эту часть бюджета, чтобы сократить дефицит, неужели все ее расходы - это защищенные статьи?

- Конечно, нет. Если собрать все городские программы, то денег понадобится в размере двух, трех или четырех годовых бюджетов. Но много денег никогда не бывает, и кроме желания что-то сделать нужны средства. Говорить о том, что бы хотела сделать мэрия, какие средства потратить, - это одно, и другое дело - сопоставить это с реальной возможностью отдачи от промышленности, предприятий города, от других доходов. И если учесть, что Владивосток никогда не получал дотаций, всегда на свои деньги кормил еще и треть края, чего в настоящее время не происходит, так как он сам себе едва-едва собирает, неизбежно возникает необходимость урезать аппетит и ограничиться только самым необходимым. Да, расчеты были на очень большие суммы, но надо реально смотреть на жизнь и делать только то, что возможно.

Автор: Федор АНДРИЕНКО, пресс-департамент администрации края