«Полвека я долблю лед на Севере»

Те, кто знает капитана Вадима Холоденко, отнюдь не удивились, что и в новогодний праздник, и сейчас, в эти январские дни, он практически не покидает свой ледокол “Адмирал Макаров”. “Судно на отходе, вот-вот снимаюсь на Магадан, так что никаких пиров быть не может”, - ворчит Вадим Андреевич, которому только что исполнилось 70 лет, и этот юбилей почетный полярник Холоденко встретил, как говорится, на капитанском мостике.

6 янв. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1289 от 6 янв. 2003

Те, кто знает капитана Вадима Холоденко, отнюдь не удивились, что и в новогодний праздник, и сейчас, в эти январские дни, он практически не покидает свой ледокол “Адмирал Макаров”. “Судно на отходе, вот-вот снимаюсь на Магадан, так что никаких пиров быть не может”, - ворчит Вадим Андреевич, которому только что исполнилось 70 лет, и этот юбилей почетный полярник Холоденко встретил, как говорится, на капитанском мостике.

К слову, в минувшем декабре капитан Холоденко наотрез отказался лететь в Москву на празднование юбилея открытия Северного морского пути, хотя Вадима Андреевича вместе с уважаемыми коллегами Филиппом Полуниным и Вадимом Абоносимовым загодя приглашали на торжество. Но “Адмирал Макаров” заканчивал ремонт в Славянке, и оставить ледокол “без присмотра” в эту ответственную пору Холоденко возможным не посчитал, несмотря на уговоры.

- А он отродясь упрямый, - не без удовольствия вспомнил по просьбе корреспондента “В” знакомство с Вадимом Андреевичем известный ледовый капитан Юрий Филичев. -   Вот пришел Вадим на свое первое судно (было это, дай бог памяти, в 1957 году) на должность четвертого штурмана. Я там был вторым помощником капитана, Борис Календер – старпомом. Как положено, Борис Наумович вместе с новеньким четвертым вахту отстоял. А Холоденко ему на второй день после выхода из Владивостока заявил: “Вы можете не приходить ко мне на вахту, я прекрасно справлюсь сам”. Борис Наумович рассказывал это нам с капитаном и хохотал: “Вот же нахал, а? Похоже, характер – не сахар. Но хватка у парня есть!”

Что хватка есть, Вадим Холоденко доказывал неоднократно с тех пор, как 46 лет назад после окончания Одесского мореходного училища прибыл в Дальневосточное пароходство. Если полистать “Личное дело”, то в характеристиках штурмана Холоденко после первых рейсов можно найти фразы вроде “Пока плохо ориентируется во льдах, но упрямый характер, настойчивость дают основания полагать”…... Основания оправдались вполне. Уже в 1961 году Вадим Андреевич ходил в полярку старпомом, а в 1969-м стал капитаном, в характеристиках которого появились такие слова: “Способен выполнять ледовые операции любой сложности”.

Нынче и посчитать трудно, сколько караванов транспортных судов провел на Север и обратно капитан Холоденко, или, скажем, сколько раз выручал он теплоходы, сжатые дрейфующим льдом в Анадырском лимане, в Пенжинской губе. Чего стоит, например, спасение в 1978 году многочисленной рыбацкой армады! 60 траулеров тогда оказались затерты льдами. На помощь к терпящим бедствие рыбакам вышел ледокол “Ленинград”, которым командовал Вадим Холоденко. Только благодаря его незаурядному мастерству траулеры были вызволены из ледяной ловушки и выведены на чистую воду. Все до единого.

Не случайно Николай Бубнов, один из самых опытных гидрологов ОАО “Дальневосточное морское пароходство”, говорит, что сегодня мало кто так, как капитан Холоденко, понимает особенности ветров, формирования припая в заливах восточного сектора Арктики и вырабатывает оптимальную тактику ледового плавания среди скопления больших полей, стараясь избегать так называемых зон сжатия. Случаются такие арктические навигации, когда северные ветры буквально не прекращаются, неустанно гоня ледовые поля от полюса к берегам. Но даже в подобных условиях Вадим Холоденко умудряется все-таки найти путь для каравана, проложить канал.

- Почти полвека я долблю лед на северных просторах, - усмехается Вадим Холоденко. – Это то, что я умею делать хорошо.

Рассуждать о ледокольном флоте, которому капитан Холоденко посвятил свою жизнь, Вадим Андреевич не может без эмоций:

- Не скрою, болит сердце за него…... Годы уходят на то, чтобы из обычного моряка вырастить ледокольщика. Беречь надо профессионалов, пестовать, растить смену.

Он бы и рад передавать молодежи свои знания и умения, да вот последние годы чуть было не свели на нет само понятие больших арктических навигаций, госзаказа на северный завоз грузов назначением на Певек, Тикси, Зеленый Мыс. А если рейсов на север мало, то молодые штурманы, естественно, ходят на юг...…

Но вроде бы сейчас ситуация наконец меняется в лучшую сторону. Во всяком случае, капитан Холоденко крепко на это надеется. Мог бы, конечно, уже вовсю почивать на лаврах, представительствовать в президиумах – ведь почетный полярник, почетный работник морского флота, заслуженный работник транспорта Российской Федерации, кавалер ордена Трудового Красного знамени, ордена Дружбы...… Однако здоровьем и энергией Вадим Андреевич, слава богу, не обделен, поэтому уверенно стоит на капитанском мостике и, как говорят в экипаже, без всяких поблажек воспитывает пришедших недавно на “Адмирал Макаров” штурманов. Знает, что на Севере им эта “муштра” ох как пригодится!

Автор: Светлана ЖУКОВА, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»