«Страшная месть»

В Находке взмыл высоко к небу огромный храм христиан-баптистов. Весь фокус в том, что религиозной организации такой в городе нет. И чей “домишко”, и на каком основании построен на городской земле – непонятно.

26 дек. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1286 от 26 дек. 2002

В Находке взмыл высоко к небу огромный храм христиан-баптистов. Весь фокус в том, что религиозной организации такой в городе нет. И чей “домишко”, и на каком основании построен на городской земле – непонятно.

Этот конфликт властей разных уровней с одним из религиозных объединений – церковью евангельских христиан-баптистов в Находке - можно было бы считать формальным, если бы он не вышел в сферу имущественную. И если бы действия верующих не выглядели такой явной издевкой над законом.

Суть дела проста. В 1997 году вышел закон РФ “О свободе совести и о религиозных объединениях”, в котором среди прочих деталей “совместной жизни” в одном государстве всем религиозным объединениям настоятельно рекомендовалось пройти государственную регистрацию. Все сроки, данные “на размышление”, давно прошли. Сотни общин разных конфессий – христиане и мусульмане, кришнаиты и свидетели Иеговы спокойно заполнили необходимые документы. Старший пресвитер находкинской общины христиан-баптистов Николай Макарович Галян твердо заявил: регистрироваться не будем.

“Никаким ущемлением прав регистрация не является и даже не предполагает контроля в сфере духовной деятельности, - говорит начальник отдела регистрации общественных объединений и религиозных организаций управления юстиции по Приморскому краю Дмитрий Владимиров. – Регистрация – это лишь установление нормальных отношений религиозной организации со светским миром. Что дает немало прав самой организации: она получает статус юридического лица, а значит, право иметь собственность, арендовать землю, помещения, вести строительство и многое другое. Есть и обязанности – вести деятельность, соответствующую уставу (вряд ли торговля или открытие увеселительного заведения, скажем, может входить в уставную деятельность религиозной организации), отчитываться перед налоговыми органами. Впрочем, закон предусматривает и такую форму сообщества людей, как религиозная группа, которая вправе не регистрироваться. Но тогда никаких прав на строительство храма, аренду или закрепление земли община уже не имеет. Разве что частное лицо выстроит храм в качестве дачи или частного дома”.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ

В просторном находкинском храме пахнет свежей стружкой, службы здесь идут, но кое-какие строительные работы еще ведутся. Встречаться с корреспондентом старший пресвитер Николай Галян не очень хочет. Мы нашли его дома, но разговаривать ему некогда.

- Регистрация противоречит слову Божиему, - Николай Макарович тверд и немногословен. – Мы подчиняемся только Богу, а ваши светские законы слишком часто меняются, за ними не поспеешь.

- Говорят, в свое время вы пострадали от властей?

- Да, перемалывали…...

Про Галяна рассказывают, что в 60-70-е годы, когда власть относилась к баптистам настороженно и враждебно, вытерпел он немало неприятностей.

Может быть, старые обиды не дают пресвитеру строить с новой властью отношения уже по новым государственным законам – такая вот запоздалая месть. А может, стал привлекателен образ вечного борца за веру с привкусом диссидентства. Все бы ничего, но в тени его “богоборчества” – люди, прихожане.

- Отношение к верующим баптистам в городе хорошее, - говорит начальник отдела по связям с общественностью администрации города Находки Татьяна Шивыдкина, - но упрямство пресвитера абсолютно неоправданно. Если вы живете на территории города, государства, можете верить в кого угодно, но законы этого государства вы обязаны выполнять. Как закон о свободе совести, так и общественное мнение, и отношение городских властей к представителям всех конфессий более чем лояльные и доброжелательные. На каком основании в черте города строится храм для организации, которая презрела все законы этого города и общества? Уважаемый пресвитер пытается зарегистрировать строение на основании старых документов, выданных еще исполкомом Находкинского совета народных депутатов. С тех пор поменялось все законодательство! Разве это не лукавство руководителя общины, который убеждает всех, что он почти непогрешим и честен перед Богом? Я думаю, у налоговой инспекции могут появиться к общине серьезные вопросы. Впрочем, власть не намерена конфликтовать еще и потому, что члены общины ведут себя в других вопросах корректно, мы готовы разговаривать с людьми, убеждать или просто ждать.

Позицию находкинского пресвитера не поддерживает и епископ церквей Евангельских христиан- баптистов Приморского края Геннадий Кузьмич Ивков. “Да, это неприятная для нас ситуация. Но следуя семи принципам баптистской церкви, я не имею права силой воздействовать на другую церковь, каждая из которых у нас самостоятельна, - говорит епископ. – Только словом, просьбой…... Между тем в Библии говорится, что государственная власть – от Бога, и значит, надо с нею ладить и сотрудничать, дабы сохранять порядок в государстве”.

Ситуацию эту священнослужители баптистской церкви пока не торопятся считать расколом. А власти – сколько-нибудь серьезной бузой. Так, упрямство одного человека. Впрочем, бросающее тень на всю организацию. “Пусть подчиняются Богу, но помимо прав у верующих есть еще и обязанности, - считает начальник отдела по делам религий администрации края Анатолий Дмитренко. – Все они граждане города и, подчиняясь пресвитеру, не должны забывать о гражданских обязанностях. Кстати, после долгих лет, когда отношения власти и религиозных конфессий были непростыми, подчас враждебными, наступило время нормального взаимодействия”.

Может, и в самом деле, когда многие люди уже сделали шаг навстречу друг другу, этот хрупкий мир стоит беречь всем, а не конфликтовать на пустом месте…...

* * *

Баптисты (от греч. baptize - окунаю, крещу путем погружения в воду), приверженцы одной из разновидностей протестантизма. Согласно вероучению баптистов спасение человека возможно лишь через личную веру в Христа, а не через посредничество церкви; единственный источник веры - “Священное писание”. Баптисты отвергают иконы, церковные таинства, многие христианские праздники. Крещение баптисты рассматривают в отличие от католической и православной церквей не как таинство (“средство спасения”), а как обряд, символически демонстрирующий убежденную религиозность, сознательную личную веру человека, поэтому они и требуют принятия крещения верующими не в младенческом, а во взрослом состоянии. Первая община баптистов возникла в 1609 в Голландии. В ХIХ веке баптизм распространился в большинстве европейских стран, странах Азии, Африки, Латинской Америки. В Россию баптизм проник из Германии в 60-х гг. ХIХ в. В практике церковной жизни баптисты придерживаются принципа всеобщего священства. Все христиане равны перед Богом. Пресвитер общины не обладает абсолютной властью, наиболее важные вопросы решаются на церковных советах, общих собраниях верующих, конференциях. Богослужения носят творческий характер и состоят из проповеди, пения в сопровождении музыкальных инструментов, сердечных импровизированных молитв (своими словами), чтения духовных поэм и стихотворений.
Баптисты провозглашают лозунг: “Свободная церковь в свободном государстве”. Баптисты убеждены в том, что духовную культуру народа созидают не только религиозные конфессии, имеющие высокий государственный статус в обществе, но и все живые души, искренне любящие Господа и ближнего своего.

Автор: Марина ИВЛЕВА, «Владивосток»