Заслон поставлен прочный

В Дальневосточном филиале Российской таможенной академии состоялась научно-практическая конференция «Актуальные проблемы таможенного дела на рубеже тысячелетий: региональный аспект». О ее работе рассказал заместитель директора ДФ РТА, профессор, кандидат исторических наук Владимир Дьяков.

26 дек. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1286 от 26 дек. 2002

В Дальневосточном филиале Российской таможенной академии состоялась научно-практическая конференция «Актуальные проблемы таможенного дела на рубеже тысячелетий: региональный аспект». О ее работе  рассказал заместитель директора ДФ РТА, профессор, кандидат исторических наук Владимир Дьяков.

- Владимир Иванович, работа одной из секций целиком была посвящена таможенным технологиям. Что нового появилось в этой сфере?

- В основном речь шла о внедрении информационных технологий. С их помощью можно ускорить и упростить процесс таможенного оформления. Цифровые базы данных позволяют оперативно отслеживать информацию, а сведения таможенникам нужны самые разные. В арсеналах таможенников появляются новые приборы, позволяющие отыскивать и определять контрабандный товар, улавливать источники радиоактивного излучения. К примеру, на конференции был продемонстрирован прибор, позволяющий быстро идентифицировать алмаз. Примечательно, что эта небольшая машинка стоит всего 300 долларов, что позволит оснастить ею все таможенные терминалы, и контрабандистам будет невозможно под видом «дешевки» вывозить из страны дорогие алмазы.

- Другая группа докладов читалась в секции «Проблемы диагностики и идентификации объектов таможенного оформления и таможенного контроля»…

- Это серьезная проблема, с которой сотрудники таможенных постов и терминалов сталкиваются каждый день.

Взять тот же экспорт древесины: нередко участники ВЭД заявляют аукционные дуб и ясень, а везут кедр в надежде, что сотрудник таможенного терминала не сможет отличить бревно одного вида от другого. Приходится обучать персонал азам лесопереработки.

Совместно с Биолого-почвенным институтом ДВО РАН мы разработали методику, позволяющую быстро отличить ценный корень дикорастущего женьшеня от его культивированного, садового (а значит, не такого дорогого) собрата.

Для студентов ДФ РТА и действующих таможенников постоянно устраиваются выставки из конфискованных предметов с единственной целью – показать, как выглядят та же струя кабарги, медвежья желчь или жир несчастных лягушек, истребляемых китайцами. Нормальный человек этого просто не знает! А еще в академии разработан цифровой определитель редких видов животных и растений и их «производных». Это компьютерная справочная программа с хорошими иллюстрациями.

- Много докладов посвящено экономике и проблемам глобализации…

- И это не случайно. Россия готовится к вступлению в ВТО, и если это случится, во многих сферах жизни грядут большие изменения, в том числе и в работе таможни.

Однако участники конференции решили не ограничиваться сугубо прикладными темами. В РТА ведется фундаментальное изучение экономики и ее законов, поскольку работа таможенника напрямую с ними связана. Дать выпускнику полноценные знания в этой области – задача нашей академии. Хочу отметить, что специфика будущей профессии наших студентов требует от них самых разных знаний – гуманитарных, технических, правовых, естественно-научных. Достаточно посмотреть наш преподавательский состав – здесь собраны представители всех отраслей науки.

- Владимир Иванович, в этой связи не могу не задать вопрос. Вы – историк, защитили диссертацию по археологии. Почему пришли преподавать в таможенную академию? Не пришлось ли ради этого «наступить на горло собственной песне», отказаться от любимых тем?

- Ни в коей мере! Во-первых, археологические и антикварные предметы всегда были в поле зрения таможенных органов. Торговля ими – незаконный, но прибыльный бизнес. И таможенник должен не только уметь отличить настоящий раритет от безделушки «под старину», купленной в магазине сувениров. Он обязан осознавать ценность этих предметов. Причем не только стоимостное  выражение того или иного артефакта, но и духовную, научную, эстетическую значимость.

Что же касается истории, то заниматься ее изучением можно, находясь на любом месте. К примеру, сейчас я занимаюсь историей контрабанды на Дальнем Востоке. Это интереснейшая тема! Мало кто знает, что в начале ХХ века в нашем регионе в связи с русско-японской, а затем и в связи с первой мировой войной существовали ограничения на производство и продажу алкоголя. И это породило целую «отрасль» контрабанды – незаконный ввоз спиртного. В приграничных китайских селах до 90 процентов населения специализировалось на «обслуживании» соседей. В одних домах гнали спирт, в других были публичные дома для казаков, а в третьих жили контрабандисты. Мало того – даже если до введения «сухого закона» на противоположной стороне границы у какого-нибудь хутора была лишь безлюдная степь, после введения ограничений там быстро возникли китайские поселения, вся экономика которых была построена на производстве и контрабанде горячительного.

У таможенников был ряд приемов по пресечению нарушений. Зимой они запрещали прокладывать санные пути вблизи линии границы, следили, чтобы от них не было ответвлений, патрулировали местность. Контрабандисты были классифицированы по национальному признаку: если этим делом занимались кавказцы, то в случае столкновения они всегда отстреливались. Выходцы из Малороссии предпочитали бросить товар и скрыться. Так же поступали и китайцы, отличавшиеся лишь тем, что в случае поимки «за руку» они с простодушным видом, но упорно стояли на том, что флягу со спиртом «только что нашли».

В то же время на Дальнем Востоке также процветала контрабанда биоресурсов. Долгое время китайцы вывозили отсюда морскую капусту, но после того, как в Приморье было организовано производство йода, канал оказался перекрыт. И началось элементарное браконьерство. Попутно контрабандисты прихватывали и трепанга, кукумарию, моллюсков – все то, что так ценится в китайской медицине и гастрономии.

- Выходит, что за 100 лет изменилась технология, но не суть контрабанды?

- Совершенно верно. Нарушители учатся виртуозно прятать, а мы обязаны учиться не менее виртуозно искать незаконный (запрещенный к ввозу или незадекларированный) товар.

Автор: Юлия ИГНАТЕНКО, «Владивосток»