Арбитр в коммуналке

Им призвана стать Государственная жилищная инспекция Приморского края. Вообще-то все, кто вступает хоть в самые ничтожные отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, вправе, как и прежде, обращаться в суды. Однако редакционная почта показывает, насколько непродуктивен этот путь. Процессы по искам могут длиться годами, а уж на то, чтобы «выдрать» свои кровные из жилищно-коммунальной конторы или добиться наказания ее начальника, и жизни может не хватить.

25 дек. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1285 от 25 дек. 2002

Им призвана стать Государственная жилищная инспекция Приморского края.
Вообще-то все, кто вступает хоть в самые ничтожные отношения в сфере жилищно-коммунального  хозяйства, вправе, как и прежде, обращаться в суды. Однако редакционная почта показывает, насколько непродуктивен этот путь. Процессы по искам могут длиться годами, а уж на то, чтобы «выдрать» свои кровные из жилищно-коммунальной конторы или добиться наказания ее начальника, и жизни может не хватить.

Наша почта, впрочем, имеет один существенный недостаток: жалобы приходят в основном от жильцов, у которых ведь тоже есть какие-то обязанности и обязательства перед «обслугой» коммуналки и государством. Вот созданный орган и призван «разруливать»  конфликты между, так сказать, всеми участниками процесса: собственниками жилья, управляющими организациями, подрядчиками, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, квартиросъемщиками – словом, всеми, кто в той или иной мере пользуется и кормится жилищно-коммунальным хозяйством.

Инспекция – это не новация Приморского края. Это государственная служба, которая по решению правительства РФ сейчас создается во всех субъектах Федерации, причем с весьма разветвленной структурой. В Приморье она, например, будет иметь филиалы во Владивостоке, Уссурийске, Находке, Лесозаводске, Арсеньеве, которые будут контролировать жилой фонд прилегающих районов и поселков. А начальником краевой инспекции назначен Сергей Дмитриевич Корчагин, бывший помощник губернатора, юрист по образованию, имеющий опыт работы в правоохранительных органах, в том числе и в прокуратуре.

- Если говорить казенным языком, - рассказывает Сергей Дмитриевич, - то мы представляем орган, который контролирует обеспечение прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных и региональных стандартов качества. Законодательством Российской Федерации и Приморского края, - продолжает Сергей Дмитриевич, - для нас предусмотрены формы и способы, какими мы осуществляем этот самый контроль.

Задачи, функции, права и, само собой, обязанности инспекции, поверьте на слово, весьма обширны – от защиты прав потребителей на получение жилищно-коммунальных услуг, контроля за использованием и техническим состоянием жилого фонда до участия в подготовке проектов нормативно-правовых актов как на краевом, так и на федеральном уровнях. И скепсис, справедливо основанный на общенародном опыте общения с массой абсолютно не дееспособных и бюрократизированных до крайности контрольных комиссий и инспекций, здесь, как мне кажется, совсем неуместен. Потому что у этой инспекции (редкий случай) в руках сразу же оказался эффективный инструмент реализации своих прав.

К примеру, штрафы, которые она может наложить на провинившихся, то есть на  не исполнивших свои обязательства, мне просто душу греют. Скажем, если ЖЭУ или другая контора нарушит правила содержания жилых домов или помещений (например, подъездов, лифтов), а в городе Владивостоке это  повсеместная практика, то на должностных лиц налагается административный штраф в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, а на юридических, то есть на сами организации, – от четырехсот до пятисот МРОТ. В тех же параметрах колеблются штрафы и за нарушение нормативов обеспечения коммунальными услугами, читай нормативами подачи тепла, электроэнергии и проч.

Вот  так, без обычной волокиты может быть принято решение. Впрочем, следствие, а вернее, проверки работники инспекции, безусловно, проводят. Но здесь важно, что наказание, пусть и административное, будет не только неминуемым, но и скорым, поскольку исключается затяжной период согласований и рассмотрений в различных инстанциях. 

Правда, с точки зрения квартиросъемщиков ложка дегтя есть и здесь: такая же практика, может, выражающаяся  чуть в меньших суммах штрафов, предусмотрена и в отношении нерадивых или, наоборот, слишком ретивых жильцов. Уже сегодня у них возникают трудности с оформлением самовольно «слепленных» из нескольких, переоборудованных или перепланированных квартир. Ведь все эти перестройки никак не отражены в документах на владение жилья и часто влекут разрушение несущих стен, перекрытий, что порой не только создает проблемы для других жильцов, но и служит реальной угрозой для их жизни. Теперь за подобное новаторство «гензаказчиков», а также тех, кто выполнял эти работы, ожидают штрафы и предписание об «исправлении ошибок».

- Должен огорчить читателей «В», которые, может, рассчитывают на нашу безусловную и безоговорочную помощь, - комментирует Сергей Дмитриевич. – Мы отстаиваем прежде всего именно государственный интерес, и для нас все участники взаимоотношений в жилищно-коммунальной сфере абсолютно равны. Решения будут приниматься на основе детальнейших проверок и анализа.

И все же читатели вправе ожидать, что новая инспекция станет «прессом» прежде всего для тех, кто с нас, квартиросъемщиков, бесконечно требует нехилой платы  и даже предоплаты - за весьма и весьма скромные услуги. Правда, и здесь есть кочка, о которую постоянно будет спотыкаться инспекция.

Она просто физически не в состоянии будет рассматривать все факты, приведенные в жалобах отдельно взятых квартиросъемщиков на эксплуатационников, энергетиков, тепловиков и т.д. Для этого не хватит никаких инспекторов, тем более часто оказывается так, что эти самые квартиросъемщики, мягко говоря, преувеличили огрехи «обслуги», а сами попросту забыли заклеить окна или от избытка сил выбили окна и двери в подъездах. Да и  квартплату, к сожалению, не все платят регулярно, не говоря уже о том, что некоторая часть населения не расплачивается за полученные коммунальные услуги годами. При этом не забывают напоминать о своих правах.

Вот почему сегодня инспекция края активно поддерживает идею создания товариществ собственников жилья (ТСЖ). В этом случае в спорные отношения с подрядчиками и государством вступает юридическое лицо, которое на основе заключенных договоров отстаивает интересы всех жильцов конкретного дома или квартала.

Словом, уже есть, оказывается, такая инспекция, которая нужна сегодня всем. Еще одна, теперь уже независимая инстанция, куда можно и нужно обращаться по спорным жилищным вопросам.

Автор: Евгений ИЗЪЮРОВ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»