Извоз без правил

Недавно в думе Владивостока прошел «Круглый стол» по проблемам внутригородских пассажирских перевозок, на котором присутствовали специалисты краевой и городской администраций, представители общественных организаций.

13 дек. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1280 от 13 дек. 2002

Недавно в думе Владивостока прошел «Круглый стол» по проблемам внутригородских пассажирских перевозок, на котором присутствовали специалисты краевой и городской администраций, представители общественных организаций.

К обсуждению был представлен проект правил организации работы общественного транспорта. Как выяснилось, сегодня во Владивостоке до сих пор нет никаких правил организации перевозок пассажиров.       

У этого «Круглого стола» оказалось как минимум два острых угла: необходимость защитить льготные категории граждан от произвола перевозчиков и, в свою очередь, учесть законные интересы самих перевозчиков. И сгладить эти углы можно при одном условии: администрация Владивостока и предприятия, занимающиеся перевозкой пассажиров, должны договориться. Пока заинтересованности в конструктивном диалоге не наблюдалось: до сих пор Владивосток остается одним из немногих российских городов, где таких договоров муниципального заказа на этот вид услуг не существует.

ЛЬГОТНИКОВ ОХРАНЯЕТ ЗАКОН

- Во главу угла должен быть поставлен вопрос о социальной защите граждан, - говорит председатель комиссии по социальной политике думы Владивостока Валентина Рассказова. - Особенно это касается льготных категорий. По федеральным законам, гарантирующим права льготников, полномочия и финансовые средства на выполнение законов передаются в субъект Федерации. В свою очередь, эти субвенции ежегодно поступают в городской бюджет. А вот как они расходуются - другой вопрос. Правила распределения бюджетных средств должны быть прозрачными с самого начала. И нужно разрабатывать документ, который бы четко отражал права и обязанности сторон, в том числе и по компенсации за проезд льготников. Ведь инвалиду или ветерану в конечном счете без разницы, что объясняет ему водитель, отказывая в бесплатном проезде. Льготник прав в одном: если закон предписывает ему это право, значит, это должно быть гарантией, что его не оскорбят, не выкинут из автобуса.

 ПОДАЙТЕ ЧАСТНОМУ ПЕРЕВОЗЧИКУ

Как ни крути, но специфика пассажирских перевозок во Владивостоке такова, что лишь не более тридцати процентов пассажиров перевозится муниципальным транспортом, тогда как в том же Хабаровске на последний приходится 90 процентов. Львиная доля перевозок ложится на плечи частников, часто отказывающих в законных правах на бесплатный проезд льготным категориям граждан. Однако мало кто из пассажиров знает, что, провозя в своем автобусе человека с льготой, частник (и даже не руководитель предприятия, а непосредственно водитель автобуса) ничего за это не получит. Так устроена сложившаяся система оплаты. А в городе у нас свыше 100 тысяч льготников. И если муниципальный транспорт получает хоть какую-то компенсацию за этот проезд из городского бюджета, то частник должен делать это «за удовольствие».  К примеру, в этом году все средства для компенсации льготного проезда на внутригородском транспорте, предусмотренные в городском бюджете, распределились между муниципальными ТТУ, ВПОПАТ и Владморпассом. Но наши льготники по
льзуются не только трамваем и троллейбусом, они вправе выбирать более мобильный и удобный для себя транспорт и делают это (иначе откуда эти 70 процентов?!). Так что же в таком случае можно требовать с частного перевозчика, имеющего естественное желание получать за свой труд?

- С этим вопросом в думу обращаются частные перевозчики, - говорит председатель комиссии по городскому хозяйству думы Владивостока Александр Юртаев. - Те фирмы, которые зарекомендовали себя на этом рынке услуг с хорошей стороны и хотят на нем работать, также заинтересованы в договорных отношениях с администрацией. Путь, по которому сейчас идет администрация города, я имею в виду сдерживание тарифов на проезд, дело, безусловно, благое. Но это может привести к тому, что в один момент частники просто прекратят перевозки. Это произойдет, как только текущие расходы владельца превысят его текущие доходы. А для этого есть объективные причины: и удорожание топлива, и изменение системы обложения акцизами торговли ГСМ и пр. В Москве и Петербурге с 1 октября плата за проезд увеличилась на 1 рубль. У нас есть еще один фактор, который неизбежно скажется на плате за проезд: практически весь автотранспорт в крае – это подержанные иномарки. При «проедании» автопредприятием прибыли через пару лет машины придут в негодность. При нынешних таможенных пошлинах, чтобы окупить новую транспортную единицу, владельцу потребуется немало времени. Вряд ли эта перспектива сможет заинтересовать частных перевозчиков.

ЦЕНА ВОПРОСА НЕВЫСОКА – ЖЕСТКИЙ КОНТРОЛЬ

Помимо эмоциональных выступлений и восклицаний «доколе», прозвучали наконец реальные предложения, как разрубить гордиев узел под названием «общественный транспорт».

По словам Александра Юртаева, руководившего рабочей группой по разработке проекта правил организации работы транспорта во Владивостоке,  финансовая цена вопроса невелика. Проблема в том, что даже выделяемые средства не доходят до перевозчиков,

- Конечно, в сложившейся ситуации коммерсанты должны получать эти деньги, – говорит Александр Григорьевич.- Другое дело, что при формировании муниципального заказа нужно учитывать следующее: объем реально выполняемых перевозок у коммерсантов может серьезно колебаться в течение года. Платить же ему нужно только за выполненную работу: выполнил условия заказа, перевез определенное число льготников – получи конкретные деньги из бюджета. Может, тогда льготники смогут без страха ездить на коммерческих автобусах.

 В проекте правил оговорено создание специализированной службы транспортного контроля. В ее функции будет входить сбор данных о том, сколько перевозчиков работает на маршрутах, каков примерный объем перевозок в этот месяц, сколько денег требовать из краевого бюджета под эти нужды. Причем, как было сказано на заседании, данные по пассажиропотоку каждый месяц будет предоставлять сам коммерсант, а специалисты службы будут рассчитывать, в какой сумме ему компенсировать затраты на льготный проезд. Какой интерес коммерсанту заниматься мониторингом? Самый обычный: не предоставив данные, он просто не получит денег. Предусмотрен механизм проверки, насколько эта информация  будет соответствовать действительности. Но, как оговаривают разработчики проекта, муниципальные транспортники должны играть по тем же правилам. По словам одного из разработчиков проекта Андрея Шестопалова, вряд ли соотносятся с реальностью цифры, озвученные ТТУ: в день один трамвай перевозит около 4 тыс.(!) не просто пассажиров, а льготников. Как заметил Андрей Валентинович, по опыту почти годового мониторинга работы коммерческих перевозчиков, на хорошем маршруте автобус типа «Икарус» в день перевозит около тысячи пассажиров. И льготников в том числе. Поэтому оправдано, что одной из функций службы будет контроль за тем, сколько и кому администрация города перечислила средств для компенсаций и как это соотносится с реальными перевозками.

Как заверил журналистов Александр Юртаев, новый проект будет вынесен на обсуждение думы уже в ближайшее время. Это очень важно для льготников в условиях ожидаемого повышения цен на проезд.

Автор: Елена МАНИНА, «Владивосток»