Птица высокого полета

Имя Джамбулата Текиева, постоянно проживающего в поселке Краскино Хасанского района, стало широко известно в Приморье благодаря его беспримерной выборной эпопее: она длилась два года, состояла из череды отстранений Текиева от выборов и признания их несостоявшимися из-за протестного голосования, а завершилась в итоге избранием в депутаты законодательного собрания Приморского края. Однако политическая деятельность Джамбулата Абдулхалимовича стала лишь логичным продолжением экономических достижений. Именно социальная ориентированность созданной Текиевым группы предприятий «Беркут» обеспечила ему стойкую поддержку населения района в благополучно завершившемся противостоянии с властями всех уровней.

13 дек. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1280 от 13 дек. 2002

БЕРКУТ - самый большой орел наших стран, Aquila regia.
Словарь Владимира Даля 

 Имя Джамбулата Текиева, постоянно проживающего в поселке Краскино Хасанского района, стало широко известно в Приморье благодаря его беспримерной выборной эпопее: она длилась два года, состояла из череды отстранений Текиева от выборов и признания их несостоявшимися из-за протестного голосования, а завершилась в итоге избранием в депутаты законодательного собрания Приморского края. Однако политическая деятельность Джамбулата Абдулхалимовича стала лишь логичным продолжением экономических достижений. Именно социальная ориентированность созданной Текиевым группы предприятий «Беркут» обеспечила ему стойкую поддержку населения района в благополучно завершившемся противостоянии с властями всех уровней.

К своему 10-летнему юбилею «Беркут» «пролетел» большой путь: от вполне заурядной торгово-посреднической фирмы, которые тысячами создавались и лопались в начале 90-х годов, до многопрофильного и практически градообразующего для крайнего юга Приморья предприятия. Оно пользуется доброй репутацией у  инвесторов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Во многом благодаря зарубежным инвестициям «Беркуту» удалось обеспечить в уходящем 2002 году реальный экономический прорыв на российской стороне хасанского стыка трех государственных границ. Десятилетняя деятельность на экономической ниве, наработанный опыт и идеи Текиева были обобщены и проанализированы в диссертации, которую он успешно защитил в этом году в Москве и получил степень кандидата экономических наук.

В НАЧАЛЕ СЛАВНЫХ ДЕЛ

Корреспондент «В» встретился с Джамбулатом Текиевым в офисе туристического подразделения «Беркута», расположенном на улице Пологой во Владивостоке, бок о бок с генеральным консульством Республики Корея. Кабинет украшали портрет президента Путина, а на руке его хозяина были часы с надписью «От президента Российской Федерации». Цель интервью – узнать прошлое, настоящее и будущее «юбиляра».

- Как ни банально это звучит, в 1992 году в свете рыночных преобразований я решил заняться своим делом. Приехав в Краскино в 1990 году по распределению после завершения учебы в Полтавском торгово-экономическом институте, я два года работал заместителем председателя райпо по заготовкам, была раньше такая потребкооперация. Ездил по Хасанскому району, закупал у населения продукцию животноводства и прочие сельскохозяйственные товары. «Живым весом» возил свиней и коров на Уссурийский мясокомбинат. Было много забавных приключений: тогда я еще был худым, весил всего 48 килограммов и изрядно уставал, вручную загружая и выгружая животных, весивших гораздо больше меня. Приобретенный нелегкий опыт придал уверенности в собственных силах, и 9 декабря 1992 года было  зарегистрировано товарищество с ограниченной ответственностью «Беркут».

- Наверное, занимались импортом из Китая, ведь от Краскино до границы всего 18 километров? В Приморье многие крупные ныне бизнесмены начинали с ввоза китайского ширпотреба, типа мелков для уничтожения тараканов…

- Нет, с Китаем мы стали работать позже. А сначала возили российские продовольственные товары из западной части нашей страны: из Москвы, Краснодара, Ставрополья. Это были соки, компоты, семечки, сигареты, вина, кондитерские изделия. Тогда всего этого на Дальнем Востоке не было, что позволяло получать прибыль даже при небольших наценках. Но эта деятельность закончилась примерно через год, когда резко возросшие железнодорожные тарифы сделали ее нерентабельной. Пришлось заняться внешнеэкономической деятельностью. Ввозили и вывозили в Китай разного рода грузы, приобретенное знание нюансов импорта-экспорта позволило выступать в роли посредника между китайцами и крупными российскими производителями. Мы поставляли в КНР металл, трактора, экскаваторы и прочую технику, а в Россию везли в основном продукты и промтовары. Все это продолжалось вплоть до 1998 года, но уже в 94-м мы стали задумываться о будущем. Тогда из приграничных территорий выводились воинские части, во множестве бросались военные городки, часть из опустевших зданий продавалась по конкурсу. С другой стороны, разорялись бывшие советские организации, например, краскинский бытовой комбинат. Работники годами не получали зарплату, подавали в суд, и по решению суда помещения продавались для погашения задолженностей. Мы начали вкладывать получаемую прибыль в закупку будущих основных фондов. Свободных средств тогда не хватало, и мы держали помещения пустыми. Но люди получали зарплату за счет уплаченных «Беркутом» средств. В 1996 году в здании упомянутого бытового комбината открыли гостиницу «Коршун», сейчас на ее месте построен туристический комплекс с новой гостиницей на 100 мест, казино и рестораном. Когда средства наконец появились, в бывшем артполку разместилась наша трикотажная фабрика, в ангарах автомобильного полка – лесоперерабатывающий комплекс, и так далее. По-настоящему этапным для нас стал 2000 год, когда в порту Зарубино «Беркутом» был построен наш международный пассажирский терминал. Купили огромную сборную конструкцию и собрали ее в рекордно короткий срок – за 2 месяца. Тогда это был единственный официально принятый пункт пропуска в Приморье кроме аэропорта. Помните, как пограничники закрывали Владивостокский морской вокзал из-за несоответствия требованиям инструкций? Тогда все пассажирское сообщение с зарубежными странами осуществлялось через наш зарубинский терминал. Еще более знаковым стал год 2002-й, когда с помощью наших соседей по АТР, поставивших оборудование, мы создали несколько довольно крупных промышленных предприятий.

МИНИ-АТЭС ХАСАНСКОГО РАЙОНА

Инвестиции и промышленное оборудование из КНР, Южной Кореи, Гонконга, Тайваня и Японии привлекаются в южное Приморье исключительно под доброе имя Текиева. Оно стало известно инвесторам по созданному под эгидой «Беркута» транспортному коридору из Китая в Японию и Южную Корею (через Хуньчунь - Краскино - Зарубино). Несколько лет успешной работы контейнерного терминала и паромной пассажирской переправы Сокчо – Зарубино, давние и хорошо налаженные коммерческие и туристические связи позволили заслужить авторитет в качестве надежного делового партнера, который позволил получить за рубежом средства для реализации промышленно-туристической программы Текиева. 

Пожалуй, наиболее поразительным выглядит привлечение партнеров из Японии: как известно, по причинам внешнеполитического характера инвестиции из самой развитой страны Азии в Россию практически не вкладываются, за исключением разве что сахалинской нефти. Тем не менее несколько компаний с острова Хоккайдо, занимающихся производством сборных деревянных домов, в своем поиске партнера для производства полуфабрикатов из российской древесины остановились на «Беркуте». Было закуплено японское оборудование: полная деревообрабатывающая линия, включающая сушилки для сырья. Она позволяет поставлять на экспорт не просто лес-кругляк, но готовую продукцию, полностью соответствующую жестким японским стандартам.

Социальная направленность деятельности «Беркута» нагляднее всего проявилась в создании большой, на полтысячи рабочих мест, вязально-трикотажной фабрики. Она создана на месте бывших краскинских казарм с участием Цзилиньской международной объединенной группы, которая работает под эгидой правительства соседней китайской провинции. Характерно, что фабрика только своим оборудованием является китайской, а все остальное на ней, включая «соцкультбыт» и социальные гарантии работникам, является вполне российским. По признанию Текиева, идея создания столь «человекоемного» производства пришла к нему в результате осознания пагубности последствий повальной безработицы на юге края. Сотрудники фабрики проходят месячное обучение в Китае, туда же направляется готовая продукция: несколько видов шерстяных свитеров.

Китайцев вполне устраивает, что на этих товарах указано «сделано в России», а не в Чжунго.

Во время своего недавнего посещения Приморья президент Владимир Путин, отвечая на вопрос журналистов о масштабах миграции граждан КНР на российскую территорию, подчеркнул, что «рабочие места в первую очередь и преимущественно должны предоставляться российским гражданам». Это правило – закон для всех предприятий «Беркута», оно является руководящим принципом для Текиева. Более четырех пятых персонала фабрики – это россияне, на других предприятиях «Беркута» заняты почти исключительно жители Хасанского района с общим числом вновь созданных рабочих мест до тысячи человек. Для относительно малонаселенной территории – это большая цифра, а главное – это реальный шанс местным жителям получить работу и приличный заработок.

10 ЛЕТ, ПОЛЕТ НОРМАЛЬНЫЙ…

- Джамбулат Абдулхалимович, в каких направлениях «Беркут» будет развиваться в перспективе?

- Прежде всего упор будет сделан на глубокую деревопереработку, от производства сборных домов до мебели. Японцев интересует только сибирская сосна, которую мы ввозим из Ангарска. Судя по ценам на японском рынке, уже в следующем году оборот лесоперерабатывающего комплекса достигнет 6 миллионов долларов США. Столь полного цикла деревообработки пока нет нигде не только в Приморье, но и на всем Дальнем Востоке. Планируем развивать и наше туристическое подразделение: если будет хорошо работать наша новая гостиница «Ю Тун», увеличим количество номеров в два-три раза. Есть идея построить комплекс для отдыха непосредственно на морском берегу, что-то типа мотеля. Предварительные переговоры с инвесторами уже проведены, найдено подходящее место для строительства. Также планируем заняться сельскохозяйственным производством: продовольственная безопасность для нас – не пустой звук. Овощеводство, животноводство, благодаря которому мне, похоже, придется вновь вспомнить о своей заготовительной деятельности в райпо. Народ в районе мучается, не знает, куда девать излишки молочной и прочей продукции. Будем делать творог, сметану, консервировать фрукты-овощи. Вообще нужно воскресить некоторые вполне достойные местные традиции: некогда в Краскино был даже свой цех по розливу лимонада. Широкое поле для деятельности – рыба и марикультура, грех не заниматься этим в нашем Хасанском районе с его уникальным шельфом. Есть еще планы создания трех-четырех новых производств товаров народного потребления, уже проведены переговоры с инвесторами, но пока это коммерческая тайна.

- В ноябре вы стали краевым депутатом, не собираетесь ли перебраться во Владивосток и перенести туда свой бизнес?

- Мне это не нужно. Я работаю в Хасанском районе, обеспечиваю работой Краскино и надеюсь распространить эту деятельность на весь район. Уверен, что при должной постановке дела работы хватит на всех, лишь бы нам не мешали разного рода чиновники. Но для этого я и пошел в политику, чтобы участвовать в создании разумных законов и отвечать перед избирателями за их соблюдение, чтобы никто не мог помешать людям, умеющим и любящим работать.

СПРАВКА «В»

Созданное Джамбулатом Текиевым ТОО «Беркут» было зарегистрировано 9 декабря 1992 года. В настоящее время под крылом «Беркута» работают: пассажирский и контейнерный терминал в порту Зарубино, паромная линия Зарубино – Сокчо (Республика Корея), туристическая фирма «Беркут» во Владивостоке, трикотажная фабрика «Фонтан Грация», гостиница и казино «Ю Тун» в Краскино, рыболовецкая компания «Южная широта», рыбоперерабатывающий цех и лесоперерабатывающий комплекс в Посьете, специализирующаяся на марикультуре компания «Посьетская», охранное агентство «Ястреб», сеть магазинов, аптек, автозаправочных станций и кафе в Хасанском районе. Пассажирские и грузовые перевозки «Беркута» осуществляют до 80 единиц транспорта. С выходом ряда новых предприятий Текиева на плановую мощность общая численность персонала достигнет почти тысячи человек, годовой оборот превысит 50 млн. долларов.

Автор: Подготовил Александр КАРТАШОВ, «Владивосток»