Опять бортанули

Дальневосточные таможни сотрясает очередной скандал. Правительство повелело таможенникам разобраться на сей раз с подержанными дизельными грузовиками, микроавтобусами и другими автобусами. В результате с 1 декабря на таможенных складах, в том числе и во Владивостоке, скопилось несколько сот автомобилей, которые не оформляют без наличия экологического сертификата. Их владельцы стоят перед выбором: за свой счет вывозить машины обратно в Японию или каким-то образом предоставить требуемые документы? А пока что растет пеня за стоянку. Покупатели в панике.

10 дек. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1279 от 10 дек. 2002

Дальневосточные таможни сотрясает очередной скандал. Правительство повелело таможенникам  разобраться  на сей раз с  подержанными  дизельными  грузовиками, микроавтобусами и другими автобусами.  В результате с 1 декабря на таможенных складах, в том числе и во Владивостоке,  скопилось несколько сот автомобилей, которые не оформляют без наличия экологического сертификата. Их владельцы стоят перед выбором: за свой счет вывозить  машины обратно в Японию или каким-то образом предоставить требуемые документы? А пока что растет пеня за стоянку. Покупатели  в панике.

- Мало того, что мы потратились в Японии на покупку, заплатили за транспортировку через море и здесь за стоянку, так теперь нам предстоит оплатить вывоз машин обратно за границу, - жаловались несколько мужиков  возле складов временного хранения товара на Эгершельде. - Автофирмы  еще пытаются как-то решить вопрос через своих посредников. Им японцы уже шлют факсами и по электронной почте всевозможные сертификаты от изготовителей. Глядишь, какие-нибудь и подойдут. А вот кто вез грузовик или автобус для себя, тот попал. Пытались мы с таможенниками договориться о разборке этих машин на запчасти, но и тут не получилось.

Свою точку зрения на эту проблему высказал  начальник Владивостокской таможни полковник таможенной службы Сергей Ерошенко:

- 29 октября правительство подписывает распоряжение, а 1 декабря оно вступило в силу.  Там предписано производить  оформление  грузовиков и автобусов  лишь при наличии сертификатов «Евро-1». До  2 декабря у нас не было разъяснений  из ГТК  с указанием кодов транспортных средств, подпадающих под экологические требования, а также данных о самом «Евро-1» с указанием трех важнейших параметров. Сейчас только на складах  Владивостокской таможни скопилось 326 машин, привезенных юрлицами и  181 автомобиль физлиц.

Несмотря на возникшие трудности у десятков владельцев, это не остановило других покупателей, которые скорее всего тоже ничего не знали об изменениях. Судовладельцы сообщили в таможню, что до 15 декабря они доставят во Владивосток еще  не менее 700 “забортных” автомобилей.

Как стало известно, таможенники спохватились и уже в декабре  стали делать запросы в центр. Идут разговоры о том, что якобы производители  “Ниссанов”, “Тойот” и “Хонд” озаботились и  готовят набор  экологических сертификатов.  Честно говоря, мало в это верится, потому что никто не готовился заранее к такому повороту. Тем более что японские подержанные машины уже давно соответствуют стандарту даже не «Евро-1», а «Евро-2».

Более того, таможенники  нашли крайних – покупателей машин в Японии. Это они, оказывается,  не подготовились к переменам.  Выясняется, что в “Российской газете” это злополучное постановление публиковалось! Ну и что? Наша газета тоже в полосе “Поехали!” от 29 ноября  предупреждала автопокупателей об этом.  Только не по просьбе таможенников. Почему-то другие ведомства, например, налоговая, начинают заранее всем напоминать о каком-нибудь изменении в своих правилах, а таможенники - только после случившегося. Это уже не впервые. А раз так, то хорошо бы нашлись у нас структуры или частные лица, которые бы подали в суд на правительство и таможенников с требованием компенсировать  те расходы и издержки, которые произошли из-за плохой информированности клиентов. В любом случае нужно сделать все, чтобы  ни одна “забортная” машина, привезенная без сертификата, не пошла действительно за борт. А выход пусть ищут те,  кто опять позволил себе  забыть, что государство, у которого они “служат”, содержится в том числе и на  пошлины  от ввезенных автомобилей.

СПРАВКА «В»

В настоящее время через Владивостокскую таможню провозят от 4 до 4 с половиной тысяч иномарок в месяц. Это  в два-три раза меньше, чем было в июле, августе, сентябре. Государство при этом потеряло значительные средства – в пик завоза таможенные платежи составляли до 46 процентов от всех сборов.  Сейчас эта сумма не превышает 27-28 процентов. При этом в феврале за одну машину платили 25 тысяч рублей, а в нынешнем декабре владелец в среднем уже оплачивает 56 тысяч рублей. В декабре будет еще больший спад.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, Виктор СЕРДЮК, «Владивосток»