Я ведь взрослая уже…

«Если бы ты продолжала учиться в обычной дневной школе, тоже бросилась в любовь как в омут?» - спрашиваю свою молодую собеседницу. Понимаю, что вопрос звучит нелепо, ведь это чувство, как известно, не картошка. Однако слышу, похоже, не раз обдуманный ответ: «В старших классах такая нагрузка, что ни о чем, кроме уроков, думать некогда. Я до ночи за учебниками просиживала. Только когда в вечернюю школу перешла, появилось время с парнем встречаться». Вот, оказывается, для чего реформа образования задумана, мелькает у меня мысль, – дав подросткам свободу, страна улучшит демографическую ситуацию.

10 дек. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1279 от 10 дек. 2002

«Если бы ты продолжала учиться в обычной дневной школе, тоже бросилась в любовь как в омут?» - спрашиваю свою молодую собеседницу. Понимаю, что вопрос звучит нелепо, ведь это чувство, как известно, не картошка. Однако слышу, похоже, не раз обдуманный ответ: «В старших классах такая нагрузка, что ни о чем, кроме уроков, думать некогда. Я до ночи за учебниками просиживала. Только когда в вечернюю школу перешла, появилось время с парнем встречаться». Вот, оказывается, для чего реформа образования задумана, мелькает у меня мысль, – дав подросткам свободу, страна улучшит демографическую ситуацию.

Маленькие детки – маленькие бедки. Подрастают – только и гляди, чтобы не загуляли, не напились, не укололись. А если ребенок не доставляет особых хлопот? Ане Семенихиной родители без опасений разрешили перевестись в вечернюю школу, понимали, что трудности в учебе ей там легче будет преодолеть. Но вопреки названию занятия в школе проходили в первой половине дня, учителя объясняли все так доходчиво, что вечера теперь были свободными. 10-й класс, 17 лет...… Первая любовь, обрушившаяся как безудержный весенний ливень. Как долго могут продлиться романтические отношения, когда «краснеешь удушливой волной, едва соприкоснувшись рукавами»? Во времена бабушек и даже нынешних мам взрослых дочерей иногда они годами продолжались. Нынче все по-иному.

Современная девочка Аня не скрывала от близких зародившееся чувство – Костю с родителями познакомила, к нему в Уссурийск ездила. И была очень счастлива. Огорчало одно – мама Кости приняла ее в штыки. Однажды, когда они вместе смотрели по ТВ передачу о проданных за границу детях, даже сказала: «Если вдруг Аня родит, вы тоже так поступите». До сих пор Аня с обидой вспоминает эту реплику. Но сколько женщин поймут мать мальчишки, который лишь на два года старше своей избранницы! Сам еще ребенок (пусть и совершеннолетний), ему учиться надо, а не о семье думать. Вот так, с самого начала и не сложились отношения.

«Любовь любовью, но почему же не предохранялись?» - спрашиваю Аню. «Мы обычно пользовались презервативами, - отвечает, - но...…» Что мне нравится в современной молодежи, так это раскрепощенность. Не так уж много лет прошло с тех пор, как с экранов телевизоров стало впервые звучать слово «секс». Старшее поколение еще хорошо помнит, как пунцовели молоденькие работницы аптек, заворачивая под прилавком «изделия № 2», а покупатели долго мялись у прилавка, чуть слышно произнося «неприличное» слово. Правда, став более раскрепощенными и значительно более осведомленными, чем их родители, молодые по-прежнему беспечны. И, может быть, даже более инфантильны, чем предыдущие поколения. «Теперь я могу посоветовать девчонкам очень внимательно относиться к контрацептивам, - говорит Аня. – Не надо жалеть денег на таблетки, хорошо бы посоветоваться с врачом. Да и вообще не стоит слишком рано начинать интимную жизнь». Так она рассуждает сейчас, когда у нее растет ребенок.

«Доченька, ты беременна?» - спросила мама. «Нет…», - растерянно протянула Аня, сама еще не понимая произошедших в ней изменений. Мама не впала в истерику, не кричала, не рыдала, не схватила ремень. Они сели и поговорили. Как две женщины, как две подруги. А потом мама поговорила с папой, который сначала испытал шок, но сумел справиться с чувствами. И перед этой человеческой мудростью я снимаю шляпу. Потому что, не окончив школу, рожать рано – это ясно всем. Однако заставлять своего ребенка делать аборт не только безнравственно, но и опасно – это тоже понятно. Родители приняли беременность дочери как данность и окружили Аню еще большей заботой.

Свадьба все-таки была – Костя повел себя по-мужски. Вот только недолгую совместную жизнь девушка вспоминает без особой радости. Конечно, нынче вовсю рожают даже 15-летние. Эти ребята постарше, но и они оказались беспомощными птенцами – ни образования, ни заработка, ни жилья. Молодые поселились у родителей Ани в однокомнатной квартире. «Мой муж не был готов к таким трудностям», - говорит она, прямо смотря на меня громадными глазами, в которых уже читается жизненный опыт. У нее был тяжелейший токсикоз, из-за которого пришлось оставить школу. Ее поймет любая женщина, но вряд ли кто-то из молодых мужчин. Костя вместе с ней даже на прогулки не ходил, как это обычно делают будущие отцы, – всюду Аню сопровождала мама. «Вы говорили о будущем, строили планы?» «Мы вообще мало разговаривали», - отвечает. В роддом за неделю молодой муж наведался лишь однажды, соки и фрукты ежедневно приносили мама и… друг детства. «Костя, возможно, был очень занят», - все же оправдывает мужа. Даже сверток с Катюшкой, родившейся 5 мая («Моим пасхальным подарком»), вручили бабушке – молодой отец пришел, но в роддом почему-то не зашел. «Он оказался совсем мальчиком не столько по возрасту, сколько по поведению, не готовым к новой роли. Ему была нужна свобода, он еще не нагулялся», - говорит моя собеседница. Была ли готова к новой роли сама Аня? Она безумно любит дочурку, говорит, что не смогла бы расстаться с ней ни за какие блага на свете. Но не скрывает, что однажды, оставив ребенка мужу, пошла на свадьбу к подружке. И задержалась. Это оказалось так важно – быть свидетельницей. Когда вернулась – Кости не было. Он ушел молча, ничего не объяснив, оставив Катюшу бабушке. Уже два месяца не звонит, даже малышкой не интересуется. «Это не очень меня удивляет, - делится Аня. – Он ведь и на руки ее не хотел брать, с опаской посматривал – такая маленькая. Ночью никогда к ней не вставал. Теперь я знаю: семью нельзя заводить лет до 25. Парень должен нагуляться, да и девчонка тоже. Одна из моих подруг, родившая в 17 лет, теперь жалеет – малышка ограничивает ее свободу».

Сейчас Аня готовится к школьным выпускным экзаменам, подыскивает себе работу, надеется поступить в вуз. «Хорошо, что у меня такие родители – готовы поддерживать и дальше. Но теперь я понимаю, что правильнее рассчитывать на себя». «А если Костя вернется?» «Вряд ли мы сможем быть вместе». «Думаешь, что другой мужчина сможет заменить Катюше отца?» «Пока об этом не думаю. Но если кто-то полюбит меня, он должен будет полюбить и мою дочь». При всем своем уже приобретенном опыте Аня еще слишком молода, чтобы знать – так бывает далеко не всегда…...

Я не стала спрашивать, не возникало ли у нее желания оставить ребенка. И так видно – не способна. Задала другой вопрос: «Как относишься к девочкам, бросающим детей?» Она помолчала: «Когда я лежала в роддоме, одна 16-летняя написала отказ. Я видела ее ребенка, такой хорошенький...… Мне кажется, она пожалеет. Только поздно будет». Мы все совершаем ошибки, но кое-какие исправить невозможно. В этом Аня права.

Почему она согласилась откровенно рассказать о себе? Да потому, что в свои невеликие годы имеет определенный опыт и успела стать мудрой. Потому, что теперь она вправе советовать молодым: «Будьте осторожны, встаньте сначала на ноги. Ребенок – это прекрасно, но нужно рассчитывать прежде всего на свои силы». А еще потому, что она знает: «Моя дочь будет счастлива хотя бы оттого, что у нее такие замечательные бабушка и дедушка».

Почему я решила рассказать эту не очень редкую историю? Потому, что уже много месяцев езжу по детским домам, домам ребенка и больницам. Вижу брошенных детей. Читаю отказные: «Не возражаю, если кто-то усыновит...…» Причем пишут эти заявления и юные мамы, и бабушки. Но никто и никогда не заставит меня поверить, что у этих женщин через какое-то время не заболит сердце и не будет сниться по ночам оставленный малыш. Если вы, мамы и бабушки, решаете в этот момент оставить не вовремя появившегося на свет младенца, сделайте сначала еще один шаг – зайдите в дом ребенка, загляните в глаза детей и отвернитесь от протянутой вам ручонки. Смогли? Тогда оставляйте. Кое-кто вас поймет, ведь таких, как Аня и ее родители, немного – детдома уже трещат от наплыва отказников. Одним больше...… А лучше, девчонки, все же не рожайте, пока не повзрослеете. Ребенок – ноша хоть и счастливая, но до поры очень тяжелая. Аня это подтвердит.

А КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К РАННИМ БРАКАМ?

Алексей НЕСТЕРЕНКО, доктор экономических наук, профессор:
- Для брака надо созреть. Молодые люди должны понимать, что рожать детей можно лишь в том случае, если взрослые способны создать для них нормальные условия. У меня скоро выходит книга «Комплекс жизненных условий на Дальнем Востоке в ХХ столетии», в которой я рассматриваю различные аспекты – здравоохранение, просвещение, питание...… Могу сказать, что в прошлом веке были годы, когда воспитывать ребенка было легче. Сейчас очень сложная экономическая ситуация, поэтому ранний брак, на мой взгляд, это безответственный шаг. Особенно по отношению к будущим детям.

Виктор ДРОНОВ, 15 лет:
- А если гормоны играют? Лучше уж жену иметь. Ну что вы так испугались? Шучу. На фиг эта семья – уроков по горло.

Николь ХАРЧЕНКО, заместитель председателя владивостокского общества реабилитации бездомных детей «Живая надежда»:
- Насмотрелась я на этих молодых родителей...… Ни разу еще не встречала крепких семей в результате ранних браков. Родить – не значит стать взрослым, ведь, как правило, молодую семью и их ребенка родители содержат. Как минимум сначала образование надо получить, работу найти.

АНЖЕЛА, 16 лет:
- Мне так жалко, что у нас разрешено жениться только с 18 лет. Я хочу официально выйти замуж, но не хочу для этого беременеть. Мне кажется, если девочка рано становится женой, то она остается верной мужу, она привыкает быть его половинкой.

Вадим ОЛЕКСЕНКО, врач-гинеколог:
- По мне лучше бы даже разговоры о ранних браках прекратили. Девочки до определенного возраста не в состоянии справиться с такой нагрузкой, как беременность и роды. И в физическом, и в психологическом плане. А если и рожают, то впоследствии у многих развиваются эндокринные нарушения. Так что я рад, что государственные мужи одумались и не приняли закон о разрешении браков с 14 лет.

Автор: Галина КУШНАРЕВА, «Владивосток»