В ГАИ все меньше лазеек

В Приморье, по данным краевой ГАИ, насчитывается 513 тысяч транспортных средств – от мотоцикла до вездехода. Только за последние 10 месяцев количество поставленного и снятого с учета транспорта составило 135 тысяч штук. Это больше, чем где-либо на Дальнем Востоке. К тому же край наш – автоперевалочная база для всей страны. Подержанные иномарки один из самых ходовых товаров и зачастую источник различных нарушений и криминала. Правда, в последние годы таможне, гаишникам, налоговикам удалось наладить взаимодействие и взять под более жесткий контроль иномарочную стихию.

6 дек. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1278 от 6 дек. 2002

В Приморье, по данным краевой ГАИ, насчитывается 513 тысяч  транспортных средств – от мотоцикла до вездехода. Только за последние 10 месяцев количество поставленного и снятого с учета транспорта составило 135 тысяч штук. Это больше, чем где-либо на Дальнем Востоке.  К тому же край наш – автоперевалочная база для всей страны. Подержанные иномарки  один из самых ходовых товаров и зачастую источник различных нарушений и криминала. Правда, в последние годы таможне, гаишникам, налоговикам удалось наладить взаимодействие и  взять под более жесткий контроль иномарочную стихию. Об этом  наш корреспондент Виктор Сердюк беседует с заместителем начальника отдела регистрационно-экзаменационной работы управления ГАИ края Василием Мелещенко.

- Василий Иванович,  у всех  на устах сегодня  новый транспортный налог, который принят в приморской специфике. По ставкам депутаты и администрация уже договорились, и теперь всех волнует прежде всего другое – как его платить и кому.  Проблема, как вы понимаете, в том, что у нас очень много людей (и тех, кто профессионально торговал, и тех, кто просто менял надоевшие модели на новые),  которые  для ускорения процесса и во избежание лишних трат продавали машины по доверенности, не снимая с учета. А сейчас выясняется, что все эти машины на них “повисли” и  за каждую надо платить неслабый транспортный налог. Налоговики по этому поводу высказываются однозначно - никому поблажек не будет. Но им- то проще: не уплатил – в суд. А ГАИ придется столкнуться как раз со всевозможными разбирательствами, комбинациями и жалобами. Давайте обсудим эту сторону дела.

- Действительно, в силу специфики нашего автомобильного рынка с транспортным налогом придется “поработать”. Скажу сразу, что мы готовимся к этому, потому что уведомления начнут приходить по почте уже после Нового года. Обговорили с  налоговиками и таможенниками  систему взаимодействия. Самое первое, что сделали, это приводим в соответствие базу данных. У налоговиков на каждого автомобилиста есть сведения: сколько машин было в его жизни за последние годы. Сейчас индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) имеет процентов 80 приморцев, а в перспективе получат все.  С ним мы тоже работаем и с недавнего времени не  регистрируем  машины, если у владельца нет ИНН. Одновременно таможенники при оформлении машины заполняют такую графу, как “лошадиные силы”, - именно на базе л.с. и возраста автомобиля строится расчет транспортного налога. Таким образом,  сделано все, чтобы  каждый владелец автомобиля был охвачен транспортным налогом. Мы не будем требовать с автомобилистов при прохождении техосмотра квитанцию об оплате транспортного налога, это уже дело  налоговой. Но возникает вопрос: как быть тем, на ком числятся проданные по доверенности автомобили? Выход пока один. Найти это доверенное лицо и дать ему  номер своего ИНН. И  пусть за “хозяина”  платит.

- Многие просто потеряли из виду тех, кому доверили  машины,  и сейчас начнут пытаться их списывать.

- Это не пройдет, поскольку здесь мы процедуру ужесточаем. И пока наш сотрудник или участковый, если это в сельской местности,  не увидит хотя бы остатки транспортного средства с номерами агрегатов, технику  не спишут.  Более того, не получится  ничего и у тех, кто захочет заявить о якобы угнанной машине. Во-первых, придется иметь дело со следователем. А во-вторых, мы проверим машину по республиканской базе. И если она не угнана, то обязательно всплывет где-нибудь в Биробиджане или Москве. Такие случаи уже были.        

- Прошла информация, что теперь водителям возить с собой временное разрешение необязательно.

- Да. Теперь у вас его никто не спросит. Потому что сейчас у всех инспекторов есть новые бланки временных разрешений, которые они выдают, если изымают “права” у серьезных нарушителей ПДД - алкогольное опьянение, выезд на встречную полосу и так далее. Новое временное разрешение действительно до принятия решения  о наказании судом.

- Теперь вопрос по номерам. Во Владивостоке появились машины с синими номерными знаками…

- Такие номера согласно ГОСТу устанавливаются на машинах органов внутренних дел: на синем фоне одна буква и четыре  цифры. Кроме того, сейчас отменяются все предыдущие желтые номера, которые выдавались совместным предприятиям, иностранной прессе, и вводится только один образец желтых номеров для легкового и грузового транспорта, перевозящего пассажиров. У нас уже появились заготовки, и такие номера скоро зажелтеют на маршрутных такси, автобусах и приспособленных для перевозки людей грузовиках.  Они будут отличаться от обычных только желтым фоном.  Красные дипломатические номера по-прежнему остаются.

Кроме того, у автомобилистов появилась возможность обновлять старые, стершиеся или пришедшие в негодность номерные знаки. Для этого надо просто написать заявление, заплатить 400 рублей и в течение короткого времени  можно получить точно такие же, но только новые номера.  

- Приходилось слышать, что тем, кто вместо прописки имеет временную регистрацию, в ГАИ  транспорт не оформить.

- Так и есть. Потому что сейчас многие, чтобы меньше платить за услуги ЖКХ, выписываются из квартир и делают себе по тому же адресу временную регистрацию. Таких граждан мы не обслуживаем.

- Какие еще изменения в вашей работе?

- Пожалуй, еще хотел бы сказать о том, что сейчас больше проблем появилось у тех,  чей транспорт был угнан, номера агрегатов изменены, но  затем машина была найдена и опознана. Раньше мы имели право легализовать ее, то есть позволить законным владельцам пользоваться вновь. Сейчас же по указу президента это делать можно лишь в исключительных случаях.

Автор: Виктор СЕРДЮК, "Владивосток"