Отодвигая стену глухоты

Наверняка немало гостей будет сегодня в доме № 14 на владивостокской улице Котельникова. Ведь располагающейся здесь начальной школе-детскому саду для глухих и слабослышащих детей исполняется 25 лет – юбилей! Четверть века работает это уникальное, единственное в крае образовательное учреждение, где ребят, для которых в окружающем мире почти нет звуков, учат умению все-таки расслышать их, говорить и даже петь и танцевать.

6 дек. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1278 от 6 дек. 2002

Наверняка немало гостей будет сегодня в доме № 14 на владивостокской улице Котельникова. Ведь располагающейся здесь начальной школе-детскому саду для глухих и слабослышащих детей исполняется 25 лет – юбилей! Четверть века работает это уникальное, единственное в крае образовательное учреждение, где ребят, для которых в окружающем мире почти нет звуков, учат умению все-таки расслышать их, говорить и даже петь и танцевать.

Здесь живут и обучаются необходимым в жизни навыкам и знаниям дети со всего Приморья. Впрочем, трехлетнего Данила родители привезли аж с Камчатки: там подобного детсада нет. А если со слабослышащим ребенком не начать заниматься с раннего возраста, он не научится ни пользоваться остатками слуха, ни говорить, и останется ему на всю жизнь только язык жестов.

- Именно потому, к примеру, мы недавно взяли к себе из Дома ребенка на Окатовой маленькую Ксюшу, хотя ей всего два с половиной года, а по правилам сюда поступают дети с трех лет, - рассказывает директор Наталья Мухина. – Девчушка – сирота, и ей предстояло бы нелегкое будущее, когда бы мы не поспособствовали ее развитию как можно раньше.

Труднее пришлось с шестилетним Колей. Мальчик рос в семье глухих, и родители воспринимали как данность, что сынишка изъясняется лишь на языке жестов. А он-то, пусть очень плохо, но слышит…

- Ребенка в буквальном смысле слова изъяли из семьи, - вспоминает Наталья Ивановна, -  сейчас изо всех сил обучаем пользоваться, как мы это называем, артикуляционным аппаратом. Случай запущенный, но мы уверены, что при большой работе мальчик овладеет речью.

Каждый здесь знает: для почти глухих детей научиться говорить – большой труд. Это действительно неустанный труд педагога-дефектолога вместе с ребенком. Если у обычного мальчика и девочки звуки получаются сами собой, то здешним ребятишкам нужно показывать на себе и в зеркале, как рождаются “а” и “б”, куда прижимать язык для создания свистящих или шипящих.

Поистине бесценен опыт, накопленный в этом трудоемком, но зачастую необыкновенно благодарном деле, учителями-дефектологами Галиной Пашковой, Раисой Бондарь, Людмилой Ганзюк, Галиной Сидоровой, Галиной Лысенко, Элеонорой Козловой.

Сегодня здесь учатся слышать и разговаривать 54 дошкольника и 16 учеников двух начальных классов. А кроме того, под руководством Ольги Тарховой они рисуют, а с помощью Милы Дружиной и Ирины Рыжовой вырабатывают чувство ритма, понимают, что такое музыка, и с удовольствием танцуют.

И разве не назовешь педагогической победой игру на пианино третьеклассника Димы Плохова? Он и для гостей юбилейного праздника хочет исполнить любимую “Колыбельную” или вальс. А ведь Дима тоже вырос с глухими родителями и чуть ли не до семи лет понятия не имел не только о музыке, но и о речи, не мог произнести ни одного слова.

Ну а сейчас Дима первым спешит и на уроки в свой третий класс, и на музыкальные занятия, и в спортзал на тренировки к Светлане Васильевне. Инструктора физкультуры Светлану Каморную дети обожают и ходят за ней гурьбой. Умеет Светлана Васильевна заинтересовать их разнообразными упражнениями, раздразнить дремавший спортивный азарт.

К слову, Светлана Каморная разработала авторскую программу “Здоровый ребенок”, и это настолько удачное начинание, что недавно Светлану Васильевну пригласили к сотрудничеству с университетской кафедрой теории медико-биологических основ физической культуры.

Ребятам очень нравятся тренировки в отлично оборудованном спортзале, плавание в бассейне. Есть в этом детсаду-школе и сауна, выходя из которой обязательно получаешь из рук медсестры Тамары Лекаревой вкусный фиточай. Тамара Николаевна не без оснований считает самыми полезными для подопечных не антибиотики, а целебные травы, мед и прочие народные средства. Кстати, здешний педиатр Елена Зинькова со своей главной помощницей согласна: здоровье детей во многом зависит от закаливания, водных процедур, изобилующего витаминами питания.

- С этим у нас все в порядке, всегда есть и соки, и овощи, и фрукты, - говорит Наталья Мухина. – С тех пор, как наша начальная школа-детский сад стала муниципальной, администрация Владивостока содержит ее с особой ответственностью.

О том, чтобы эти дети-инвалиды, которые живут здесь круглый год, чувствовали себя как дома, денно и нощно пекутся Любовь Монакова, Валентина Верховская, Валентина Макарова, Альбина Карпенко, Раиса Фищенкова и другие сотрудники. И теперь они нередко встречают в городе бывших воспитанников, взрослых людей, вполне благополучных. Которые, если бы их не выучили в свое время в начальной школе-детском саду № 178, были бы глухонемыми.

Автор: Светлана ЖУКОВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»