Царству дракона – о царстве Христа

«Светом невечереющим…» - так называется книга, вышедшая небольшим тиражом – всего 500 экземпляров, которая уже стала библиографической редкостью.

6 дек. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1278 от 6 дек. 2002

«Светом невечереющим…» - так называется  книга, вышедшая  небольшим тиражом – всего 500 экземпляров, которая уже стала  библиографической редкостью.

«Издание  должно  послужить возрождению богатых традиций просветительского и миссионерского служения Русской православной церкви на Дальнем Востоке», - написал в предисловии к книге митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

Этот сборник очерков посвящен проблемам евангелизации корейцев, переселившихся в Южно-Уссурийский край с середины  ХIХ века до Октябрьской революции 1917 года. Автор издания Галина Прозорова на основе вновь выявленных документов, предоставленных потомками священников-миссионеров Владивостокско-Камчатской епархии, прослеживает непростую историю корейских эмигрантов, которые вынуждены были искать убежище от произвола чиновников и тяжелой голодной жизни на сопредельной русской земле. Вот лишь несколько исторических штрихов той поры.

Первых корейских переселенцев, обосновавшихся вблизи Новгородской гавани (Посьетский участок), святитель Иннокентий Вениаминов крестил еще в 60-х годах позапрошлого века. В 1864 году 12 корейских семейств перешли границу и основали  с. Тизинхе,  затем появились Янчихе, Сидеми, Барановка и Адими, Крабе, Фаташи. Особенно большая волна переселенцев хлынула в Приморье из Кореи в 1869 году (согласно данным генерал-губернатора П. Ф. Унтербергера – около 7 тысяч) по причине страшного неурожая. «Голодная беспомощная толпа в несколько тысяч человек невольно обратила на себя внимание нашего правительства, - вспоминал впоследствии епископ Никольск-Уссурийский Павел. – Русская администрация помогла корейцам разместиться на зиму,  выдала ссуду». К началу 1898 года все корейское население Приморской области составляло уже 23 тысячи человек, включая тех, кто пришел сюда на летние заработки. При этом корейцы не становились собственниками земли, а были арендаторами и субарендаторами.

По мере заселения русских земель многие корейцы желали принять русскую веру. Так, в с. Нижнее Янчихе в 60-х годах была устроена первая церковь-часовня в виде фанзы, а в 1900 году корейское общество на собранные деньги выстроило уже более вместительный и благолепный храм.  В 1868 году трудами священника Василия Пьянкова была открыта первая корейская школа. К концу ХIХ века в крае уже насчитывалось свыше двух тысяч крещеных корейцев. Причем в христианскую веру корейцев обращали только при помощи проповеди,  без всякого насилия.

Сегодня мало кто знает, что строительство миссионерской церкви-школы «Всех скорбящих радость» памяти убиенных воинов 1904-1905 годов было начато по инициативе начальника Сеульской духовной миссии архимандрита Павла Ивановского.

Скоро затеплятся огоньки лампадок в русском православном храме, строительство которого начинается в Пхеньяне. И как тут не вспомнить пророческие слова знаменитого проповедника Иоанна Вострогова: «Стойте перед лицом Востока с его загадочной судьбою. Но стойте со Христом и со крестом… И не в крови и брани, а в единении веры и любви будет тогда разрешение вопроса об отношениях России и Востока».

Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, «Владивосток»