Демократия не к тому месту?

Уже пять месяцев страна живет по новому Кодексу об административных правонарушениях (КоАПу). Вернее, пытается жить, потому что получается у нее пока не очень. Кодекс этот, как и новоиспеченный УПК, побил все рекорды по степени демократичности... и бюрократизма. Революционность документа в том, что гаишники, налоговики, транспортники и некоторые другие контролирующие службы потеряли право самостоятельно наказывать нарушителей (исключая незначительные штрафы). Отныне - только через суд: действует презумпция невиновности! Мы решили выяснить, как работается различным государственным органам в условиях изменившегося законодательства.

4 дек. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1276 от 4 дек. 2002

Уже пять месяцев страна живет по новому Кодексу об административных правонарушениях (КоАПу). Вернее, пытается жить, потому что получается у нее пока не очень. Кодекс этот, как и новоиспеченный УПК, побил все рекорды по степени демократичности... и бюрократизма. Революционность документа в том, что гаишники, налоговики, транспортники и некоторые другие контролирующие службы потеряли право самостоятельно наказывать нарушителей (исключая незначительные штрафы). Отныне - только через суд: действует презумпция невиновности! Мы решили выяснить, как работается различным государственным органам в условиях изменившегося законодательства.

СУД: ДОКАЖИТЕ ВИНУ!

Первым делом корреспондент «В» отправился в Первореченский районный суд Владивостока. По словам его председателя Владимира Коваленко, работы заметно прибавилось:

- Нагрузка по гражданским делам увеличилась на 70 процентов. Судьи очень загружены, кодекс значительно усложнил работу суда и других государственных органов, а материально это никак не компенсируется.

Взаимодействие суда с выявляющими правонарушение инстанциями пока тоже не совсем отлажено. По графику на рассмотрение административных правонарушений выделяется два часа ежедневно. Как считает Владимир Васильевич, наиболее оперативно Первореченский суд работает с их же районной ГИБДД (откуда и поступает большинство дел), потому как документы лично доставляются в суд инспектором по административной практике в заранее оговоренное время. Остальные госструктуры пользуются услугами не слишком надежной почты и не всегда способны обеспечить явку свидетелей в назначенное время.

Изменилась и процедура судопроизводства. Граждане получили право на адвоката, а для признания лица виновным теперь недостаточно одного протокола - необходима обширная доказательная база: акты проверок, экспертизы, свидетели...… Суд, разумеется, чаще всего соглашается с выводами контролеров, однако в 5-6 процентах случаев все же оправдывает обвиняемого либо ограничивается условным наказанием. Таким образом, появляется лазейка для юридически подкованного нарушителя, вооруженного грамотным адвокатом. Ведь иногда уполномоченным органам просто не удается собрать достаточно доказательств виновности гражданина. “Не пойман - не вор” - эта философия перекочевала из уголовного права в административное.

ТРАНСПОРТНАЯ ИНСПЕКЦИЯ: А МОЖЕТ, МЫ САМИ РАЗБЕРЕМСЯ?

В Приморском краевом отделении Российской транспортной инспекции (следит за исполнением законодательства на пассажирских и грузовых автоперевозках) к нынешнему КоАПу отношение весьма критичное, и это вполне понятно. Обидно ведь, когда собственноручно схваченного нарушителя суд на легальных основаниях отпускает восвояси.

- Из 24 статей кодекса в нашем ведении оставили 16, в число которых не попала, например, самая “ходовая” статья 14.1, - рассказывает Владимир Решетников, зам. руководителя ПКО РТИ. - В ней говорится об осуществлении предпринимательской деятельности без лицензии или с нарушением условий, ею предусмотренных, - то, чем грешит большая часть коммерческих перевозчиков. В результате привлечь их к ответственности стало гораздо труднее. У меня порой создается впечатление, что суд относится к нам с некоторым недоверием и охотно встает на защиту предпринимательства, если видит малейшие недоработки в нашей доказательной базе.

Иначе говоря, по словам ведущего специалиста РТИ Игоря Петеримова, “все участники суда процессуально равны”. Конечно, для инспекторов такая ситуация непривычна. Возникает множество проблем со сбором и надлежащим оформлением документов, доставкой их в суд. Не особо вдохновляют и отдельные решения служителей Фемиды.

- Суды иной раз признают вину нарушителя, но, “учитывая несерьезность нарушения”, ограничиваются “устным замечанием”, - досадует Владимир Решетников. - Будь это несерьезным нарушением - мы бы сами ограничились устным замечанием! Удивляет скорость рассмотрения дел: например, подали материалы в июле, а первое заседание суд назначил на конец октября; обвиняемый в суд не явился - перенесли на декабрь, хотя в принципе оснований для переноса нет.

Впрочем, есть в кодексе светлый момент - многократно возросшие штрафы для нерадивых владельцев автопредприятий. Если прежде максимальный штраф составлял 500 рублей, то с 1 июля нарушители лицензионных условий платят 30-40 тысяч “деревянных”. Если транспортникам удается убедить судью в виновности своего подопечного...…

ГИБДД: 120 МАТЕРИАЛОВ В НЕДЕЛЮ!

Тяжелее всего видоизмененный кодекс дался, пожалуй, гаишникам. Законодатели покусились на святое - оплату штрафов на месте. Не знаю, выполнил ли КоАП-2002 свою миссию по искоренению “дорожного взяточничества”, но жизнь и автолюбителям, и инспекторам усложнил обстоятельно.

- Ежедневно мы выявляем 500-1000 нарушителей прав дорожного движения по городу, - констатирует старший инспектор административной практики ДПС ГИБДД Владивостока Сергей Топорков. - Из них 70-80 записываем в протокол - это в случаях, когда возможно лишение прав. Если нарушение грубое, значительно влияет на аварийность и могло бы привести к тяжелым последствиям, мы выносим определение и направляем материалы на судебное рассмотрение. При этом, как правило, сразу назначаем, когда и в какой суд должен явиться нарушитель. Если КоАПом предусмотрен выбор - лишение прав или штраф, мы можем при наличии смягчающих вину обстоятельств ограничиться взиманием штрафа, не доводя дело до суда.

Однако большая часть нарушений наказывается мелкими штрафами (например, 50 рублей), на которые инспектора выписывают штрафные квитанции. Дальнейшая судьба квитанции достойна увековечения. Сергей Николаевич сокрушается:

- Ведь эти 50 рублей законопослушный гражданин обязан оплатить в сберкассе, принести квитанцию, мы должны найти у себя корешок и подколоть его к оплаченной квитанции! За месяц документов набегает целая прорва, а компьютерная система поиска нам пока недоступна - вот и приходится перелопачивать горы бумаг.

Наглядный пример восторжествовавшей бюрократии - пойманный нетрезвый водитель. Для таких составляют четыре разных протокола. Раньше обходились без первых двух.

440 пьяных и 1248 выехавших на встречную полосу водителей были выявлены за пять месяцев этого года на дорогах Владивостока. Не слишком ли большая честь для них - персональное судебное заседание?

Практически все признают, что кодекс еще очень несовершенен и полон противоречий. Вопрос в другом: верна ли сама идея? По-хорошему-то КоАП призван защитить граждан от произвола всевозможных инспекций, предоставить каждому слово защиты...… Но парадокс в том, что в подавляющем большинстве случаев вина нарушителя всем очевидна, зато ее доказательство стало непростой задачей.

Похоже, русский народ снова решили “накормить” демократией вместо хлеба. Только наш человек, как ни печально, по судам и сберкассам ходить не любит, а норовит сделать все проще. Фемида повернулась к нам лицом, но не все это заметили. Придется приноравливаться.

Автор: Юрий ГОВОРУШКО, специально для «В»