«Зеленые» деньги

Уже принят во втором чтении бюджет края на следующий, 2003 год. 27 ноября - третье чтение. Не станем утруждать себя анализом всего бюджета, остановимся только на одном из разделов - «Охрана окружающей среды». Он достаточно важен, поскольку речь идет ни много ни мало о нашем с вами здоровье. В народе говорят: «На здоровье экономить нельзя». Но это в народе. Похоже, что депутаты законодательного собрания и чиновники краевой администрации думают иначе. При этом Владивосток является единственным городом в России, не имеющим очистных сооружений, а все стоки сливаются прямо в Амурский залив, где давно нельзя купаться. Горностаевcкая свалка уже переполнена, и мусор прямиком летит в море. В городах из-за многочисленных вредных выбросов дышать становится все труднее. Вырубки леса никак не соотносятся с лесопосадками, а в крае осталась лишь одна нормативно чистая река, и мы привыкли к тому, что пить можно только покупную воду. Всего этого можно избежать, если бы из бюджета в полной мере выделялись те средства, которые планировалось направить на улучшение экологической обстановки в Приморье.

21 нояб. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1269 от 21 нояб. 2002

Уже принят во втором чтении бюджет края на следующий, 2003 год. 27 ноября - третье чтение. Не станем утруждать себя анализом всего бюджета, остановимся только на одном из разделов - «Охрана окружающей среды». Он достаточно важен, поскольку речь идет ни много ни мало о нашем с вами здоровье. В народе говорят: «На здоровье экономить нельзя». Но это в народе. Похоже, что депутаты законодательного собрания и чиновники краевой администрации думают иначе. При этом Владивосток является единственным городом в России, не имеющим очистных сооружений, а все стоки сливаются прямо в Амурский залив, где давно нельзя купаться. Горностаевcкая свалка уже переполнена, и мусор прямиком летит в море. В городах из-за многочисленных вредных выбросов дышать становится все труднее. Вырубки леса никак не соотносятся с лесопосадками, а в крае осталась лишь одна нормативно чистая река, и мы привыкли к тому, что пить можно только покупную воду. Всего этого можно избежать, если бы из бюджета в полной мере выделялись те средства, которые планировалось направить на улучшение экологической обстановки в Приморье.

ЧТО БЫЛО...

В законе «О краевом бюджете Приморского края на 2001 год» платежи за пользование природными ресурсами (а это плата за использование лесного фонда, водных объектов, за выбросы вредных веществ, размещение отходов, за право пользования объектами животного мира) в виде налогов должны были составить свыше 43,5 миллиона рублей. А расходы на охрану окружающей среды и природных ресурсов должны были равняться 41 миллиону 339 тысячам.

А теперь обратимся к закону Приморского края «Об исполнении краевого бюджета за 2001 год». Заметим, что он пересматривался пять раз. Тогда все налоговые поступления были существенно выше плановых. Например, экологические платежи составили 344 процента.

Вроде бы все в порядке и доходы должны перекрывать расходы в несколько раз. Тем более что в законе «О краевом бюджете Приморского края на 2001 год» имелась статья 46, определяющая, куда направлять сверхплановые платежи за использование природных ресурсов.

Увы, краевые власти потратили на охрану окружающей среды и природных ресурсов вместо запланированных 41 миллиона 339 тысяч рублей всего чуть больше 4 миллионов, меньше 10 процентов от бюджетных показателей. Если же учитывать еще и сверхплановые платежи, то получается, что администрация края, которая распоряжается нашим бюджетом, израсходовала и того меньше - всего 4,5 процента.

Обратим особое внимание, что из 34 миллионов 368 тысяч рублей на природоохранные мероприятия (поступившие платежи за сбросы и выбросы загрязняющих веществ) не истрачено ни копейки.

В целом бюджет на 2001 год был исполнен следующим образом (цитируем закон): «По доходам в сумме 10087093 тыс. рублей, по расходам - в сумме 9744731 тыс. рублей с превышением доходов над расходами в сумме 342362 тыс. рублей». Значит, экономили на здоровье. Нашем.

ЧТО ЕСТЬ...

В бюджете на этот год планировалось, что сумма платежей за использование природных ресурсов составит свыше 89 с половиной миллионов рублей. Расходы же на охрану окружающей среды и природных ресурсов должны были составить 31 миллион 256 тысяч рублей. Кроме того, в доходную и расходную части бюджета были включены строки экологического фонда Приморского края, который формировался из отчислений за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ и размещение отходов. Собрать в него и, соответственно, потратить на природоохранные мероприятия планировалось 30 миллионов рублей. Затем четырежды вносились изменения и дополнения «...в закон Приморского края «О краевом бюджете на 2002 год». Все суммы планировавшихся платежей остались прежними. А вот расходы выглядели уже иначе. Исчезли многие позиции, да и суммы поубавились.

В результате в экологический фонд Приморского края поступило 17 миллионов 629 тысяч рублей. Но на федеральном уровне были приняты решения о прекращении экологических сборов, которые отчислялись в этот фонд. Куда же пойдут уже собранные весьма немалые деньги? Пока неизвестно. Кстати, если посмотреть краевой закон «О целевом бюджетном экологическом фонде Приморского края», можно с интересом узнать, что средства этого фонда не подлежат изъятию или использованию на цели, не соответствующие определенным федеральным законом «Об охране окружающей среды», а неиспользованные средства переходят на следующий финансовый год. То есть собранные в 2001 году 34 с лишним миллиона рублей можно на законном основании использовать по назначению хоть завтра – была бы добрая воля...…

ЧТО БУДЕТ...

В конце ноября депутаты в третьем чтении будут рассматривать проект закона Приморского края «О краевом бюджете на 2003 год». Накануне во втором чтении было утверждено, что плата за пользование лесным фондом, водными объектами и за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами составит 141 миллион 248 тысяч рублей. Как видим, размеры платежей должны существенно возрасти по сравнению с этим годом. А теперь посмотрим на расходную часть раздела «Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов». На водные и лесные ресурсы предполагается потратить 36 миллионов 600 тысяч рублей. Причем ни о каких мероприятиях по улучшению экологической обстановки речи не идет. Судя по всему в Приморье уже нет ни тигров, ни женьшеня, ни уникального биоразнообразия, ни заповедников. А платежи будут идти и идти. И в нарушение федеральных законов опять использоваться не по назначению.

Как видим, каждый год в четырех чтениях принимается бюджет края. На экологию направляется в итоге только 4–10 процентов от первоначально запланированных расходов. Так для чего нужен закон о бюджете, который все равно никто не выполняет?

В конце концов, в статье 58 нашей Конституции сказано, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Причем к этим «каждым» относятся и депутаты, и чиновники администрации края.

Вряд ли одной публикацией можно решить проблему. Мы открыты для того, чтобы представить точку зрения законодателей и тех, кто бюджет исполняет.

ДЕПУТАТ РАССЧИТЫВАЕТ НА ЭКОЛОГОВ

В приморском бюджете появится строка на финансирование программ охраны окружающей среды, если экологи представят их проекты. Об этом агентству «Дейта.ru» заявил депутат законодательного собрания Приморья Николай Морозов. По его словам, в проекте бюджета 2003 года нет строки на финансирование природоохранной и экологической отрасли края, потому что исполнительная власть при разработке основного финансового документа изменила схему формирования бюджета.

Теперь, по словам депутата, принцип отраслевого финансирования заменен программным. Николай Морозов подчеркнул, что экологи еще могут подать проекты программ по сохранению природы и экологии края. Разработки будут рассмотрены депутатами в третьем чтении и могут быть вписаны в приморский бюджет 2003 года.

ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ

15 ноября в Обществе изучения Амурского края состоялся «Круглый стол», посвященный проблеме бюджетного финансирования охраны окружающей среды и природных ресурсов в Приморском крае. Он был инициирован несколькими общественными организациями: Дальневосточным отделением Всемирного фонда дикой природы (WWF), Морским экологическим фондом, приморским «Зеленым крестом» и Бюро региональных общественных кампаний (БРОК), а также экологическим пресс-клубом «Последняя среда», в который входят и журналисты газеты «Владивосток».

На «Круглый стол» были приглашены депутаты законодательного собрания Приморья, представители краевой администрации и главного управления природных ресурсов Приморского края. Общественность надеялась получить ответы на вопросы, касающиеся бюджетных средств, выделенных на охрану окружающей среды, в частности: куда пошли деньги из экологического фонда Приморского края? К сожалению, народные избранники и чиновники краевой администрации игнорировали это общественное собрание. Таким образом, они проявили наплевательское отношение к проблеме охраны окружающей среды и здоровью своих избирателей и сограждан. Видимо, опасения общественности насчет нецелевого использования бюджетных средств имеют под собой реальную почву, иначе зачем было таиться всей этой публике?

В результате было решено принять обращение к губернатору Приморского края, депутатам законодательного собрания Приморья, в межрайонную природоохранную прокуратуру. В нем представители общественных организаций требуют целевого использования средств за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов, собранных в 2001 и 2002 годах, в соответствии с законом Приморского края «О целевом бюджетном экологическом фонде Приморского края»; не упразднять целевой бюджетный экологический фонд Приморского края; финансирование мероприятий по сохранению и воспроизводству природных ресурсов в 2002 году осуществлять строго в соответствии с законодательством; бюджет края на 2003 год сформировать исходя из строгого соблюдения природно-ресурсного законодательства с включением расходов на природоохранные мероприятия.

Автор: Александр АЛЕКСЕЕВ, «Владивосток»