Чисто русские разборки в Японском море

Главная сенсация минувших суток – появление сообщения о захвате российского малого транспортного рефрижератора (МТР) «Тулун» (компания-судовладелец «Регион», порт приписки – Холмск, Сахалин). Речь идет именно о появлении информации, так как, судя по данным, полученным корреспондентами «В», сам захват произошел как минимум неделю назад.

21 нояб. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1269 от 21 нояб. 2002

Главная сенсация минувших суток – появление сообщения о захвате российского малого транспортного рефрижератора (МТР) «Тулун» (компания-судовладелец «Регион», порт приписки – Холмск, Сахалин). Речь идет именно о появлении информации, так как, судя по данным, полученным корреспондентами «В», сам захват произошел  как минимум неделю назад.

Вчера днем мы связались по телефону с генеральным консульством РФ в южнокорейском городе Пусане – дело в том, что первые сообщения электронных СМИ, появившиеся в ночь с 19 на 20 ноября, фиксировали этот порт как ближайшую точку к месту событий. К телефону подошел генеральный консул России Вячеслав Супиков. Он сообщил, что по информации российского дипломатического представительства, МТР “Тулун” еще 8 ноября снялся из японского порта Вакканай (северо-восточная оконечность острова Хоккайдо) назначением на Пусан, имея на борту груз минтая. Весь переход должен был занять порядка 2,5-3 суток. Однако в назначенный срок “Тулун” в порту назначения не появился. Пусанские представители компании-судовладельца забили тревогу и вскоре смогли установить, что судно находится в точке с координатами 35 градусов 10 минут северной широты и 129 градусов 30 минут восточной долготы – недалеко от корейского берега. Тогда один из представителей решил выйти навстречу транспорту, воспользовавшись другим стоящим в Пусане и принадлежащим также российскому судовладельцу небольшим (170 тонн водоизмещением) рыболовным судном “Вест Винд”. Однако 16 ноября при приближении “Вест Винда” к “Тулуну” с борта последнего был открыт огонь из автоматического оружия.

Стоит добавить, что в эти дни связь с “Тулуном” отсутствовала. Тем не менее 18 ноября внезапно на связь вышел второй помощник капитана “Тулуна”, который по УКВ-станции (зона слышимости весьма ограничена) сообщил, что судно захвачено вооруженными людьми, высадившимися с СРТМ “Корф”. Он успел добавить, что оба судна в связке следуют в направлении российских берегов, после чего связь, продолжавшаяся около одной минуты, прервалась.

К ночи 19 ноября эта информация достигла официальных российских структур, в первую очередь ТОРУ ФПС. По данным корреспондентов “В”, сначала последовал анонимный звонок на корейском языке, изложенная в нем информация вскоре была официально подтверждена морской полицией Республики Корея. Пришло подтверждение и по линии японского Управления безопасности на море, с которым наших пограничников связывает соответствующее межгосударственное соглашение.

После этого российская государственная машина завертелась на полный ход. О захвате российского судна  - террористами? пиратами? обыкновенными и столь привычными бандитами? - были поставлены в известность президент страны Владимир Путин и премьер-министр Михаил Касьянов. Высшие госчиновники дали команду МИДу и ФПС взять ситуацию под контроль. Такое же распоряжение, похоже, получило и министерство обороны – во всяком случае, на рассвете 20 ноября большой противолодочный корабль ТОФ “Адмирал Пантелеев” ушел на боевое дежурство в Японское море, имея на борту досмотровую группу пограничников. Вскоре к нему присоединились еще один корабль ТОФ и два корабля морских сил ТОРУ ФПС.

Вчера днем в управлении ТОРУ ФПС прошел брифинг, который провел начальник отдела морской охраны капитан 1 ранга Александр Иванков. По оценкам участвовавших в брифинге журналистов, у Иванкова практически отсутствовала какая-либо собственная информация; все, о чем он рассказывал, сообщалось со ссылкой исключительно на морскую полицию Республики Корея. По изложенной на брифинге версии, “Тулун” снялся из Вакканая 11 ноября, имея на борту 113 тонн минтая. При обстреле с борта “Тулуна” “Вест Винд” получил 20 пробоин и был вынужден вернуться в порт.

Иванков высказал убеждение, что в данном случае мы имеем дело с имущественным спором, когда несколько потенциальных владельцев не могут поделить рыболовецкую компанию или ее флот. Говоря обычным языком – традиционный криминал, только проявляющийся в нетрадиционной форме.

По словам Иванкова, на середину вчерашнего дня “Тулун” был засечен самолетом «Ан-26» пограничной авиации ТОРУ ФПС в международных водах в 40 милях от исключительной экономической зоны РФ; при этом транспорт держал курс на японский порт Отару (хотя это вовсе и не означает, что судно зайдет именно туда). Кружа вокруг “Тулуна”, самолет подавал рефрижератору сигналы войти в российские воды для досмотра. Радиосвязь с судном  при этом по-прежнему отсутствовала.

Вместе с тем Александр Иванков категорически опроверг озвученную многими СМИ информацию о том, что “Тулун” двигается “под конвоем” второго траулера – “Корф” (камбоджийский флаг, предположительно российский судовладелец), с которого несколькими днями ранее, вероятно, и была высажена вооруженная группа на борт “Тулуна”. По словам Иванкова, “Корф” продолжает находиться в районе Пусана. Он также добавил, что специалисты ТОРУ ФПС ведут сейчас активные консультации с несколькими судовладельцами, претендующими на “Тулун”, – именно  конфликт между ними и привел, похоже, к скандалу, эхо которого докатилось до Кремля.

Представитель погрануправления также отметил, что в соответствии с Конвенцией ООН о морском праве военные корабли и летательные аппараты могут задержать любое судно, если оно подозревается в пиратстве, а такие основания, похоже, есть. И здесь наши пограничники рассчитывают на активное взаимодействие с японскими коллегами.

Вместе с тем Александр Иванков не смог ответить на вопрос корреспондента “В”: в каком российском порту последний раз побывал “Корф”? Понятно, что вопрос этот с двойным дном – откуда на борту рыбацкого судна огнестрельное оружие? Вопрос далеко не праздный, и здесь наша газета очень рассчитывает на сотрудничество с побратимскими изданиями в Японии и Республике Корея; думается, что вместе с коллегами-журналистами из этих стран нам все-таки удастся ответить на вопросы, смущающие пограничников.

Сама же история, несмотря на сенсационное, на первый взгляд, звучание, ничего особенного собой не представляет. И вполне логично укладывается в цепочку событий нескольких последних лет:  это и знаменитый побег капитана Степанова на своем траулере из-под самого носа почти окруживших его пограничных ПСКРов; это и полугодовой давности убийство пограничного генерала Виталия Гамова – насколько мы знаем, следствие по этому делу не шибко продвинулось, и, хотя двое поджигателей были задержаны по горячим следам, о потенциальных заказчиках все заинтересованные стороны старательно молчат; это и завершившаяся на днях проверка деятельности Госкомрыболовства и ФПС РФ по обеспечению госинтересов в сфере использования и охраны морских биоресурсов на Дальнем Востоке.

Чтобы перечислить все государственные структуры, которые официально контролируют рыболовный бизнес, не хватит пальцев на руках. Однако «пиратства» в нем от этого меньше не становится…

Автор: Анатолий МЕДЕЦКИЙ, «Vladivostok news», специально для «В», Андрей ОСТРОВСКИЙ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»