Железная дорога не поспевает за Восточным портом

Почти на сутки был выведен из строя на прошлой неделе один из опрокидывателей вагонов на угольном терминале Восточного порта. Потому что из вагона вместе с углем на транспортерную ленту вылетело бревно и порвало полотно. Теперь уже нет смысла разбираться, как оно попало в эшелон: то ли шахтеры не усмотрели и подсунули часть крепления, то ли железнодорожники не углядели на станции Нерюнгри во время погрузки. Естественно, поврежденную ленту длиной 108 метров принялись тут же ремонтировать. А на второй действующий транспортер легла двойная нагрузка. Докерам пришлось работать сверх норматива, чтобы не произошло сбоя в плановой выгрузке. За эти сутки, 15 ноября, было обработано 450 вагонов, в то время как в обычном режиме пропускается через терминал примерно 500 (плюс-минус два-три десятка). Сейчас оба транспортера трудятся в обычном режиме.

20 нояб. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1268 от 20 нояб. 2002

Почти на сутки был выведен из строя на прошлой неделе один из опрокидывателей вагонов на угольном терминале Восточного порта. Потому что из вагона вместе с углем на транспортерную ленту вылетело бревно и порвало полотно. Теперь уже нет смысла разбираться, как оно попало в эшелон: то ли шахтеры не усмотрели и подсунули часть крепления, то ли железнодорожники не углядели на станции Нерюнгри во время погрузки. Естественно, поврежденную ленту длиной 108 метров принялись тут же ремонтировать. А на второй действующий транспортер легла двойная нагрузка. Докерам пришлось работать сверх норматива, чтобы не произошло сбоя в плановой выгрузке. За эти сутки, 15 ноября, было обработано 450 вагонов, в то время как в обычном режиме пропускается через терминал примерно 500 (плюс-минус два-три десятка). Сейчас оба транспортера трудятся в обычном режиме.

В принципе, подобные «подарки» железнодорожники подкидывают своим смежникам периодически. Правда, иной раз сюрпризы от МПС могут полностью парализовать работу портов Приморья. Как это могло случиться  совсем недавно. В конце прошлого месяца мощный снегопад в центре края привел к сбоям в работе Транссибирской магистрали. С 26 по 31 октября из-за того, что железнодорожники не могли быстро расчистить пути возле Спасска-Дальнего (даже батальон солдат с лопатами освобождал колею от снега), в направлении тихоокеанского побережья стали скапливаться грузовые составы. Тогда портовики и судовладельцы, грузоотправители с пониманием отнеслись к возникшим трудностям на железной дороге.

Видимо,  у ДВжд не хватило сил быстро справиться с появившейся пробкой, когда на станциях  Хабаровского отделения и Байкало-Амурской магистрали набралось только одних вагонов с экспортным углем более двух тысяч и около одной тысячи соответственно. Цепочка задержек потянулась дальше через простои докеров, флота и грузополучателей. Однако претензий не предъявляли. Вначале сколько было можно брали груз со складов. Затем работали, что называется, с колес.

- А вот на предприятиях МПС положение усугубилось нехваткой бригад и топлива для тепловозов, - с горечью поведал журналисту «В»  первый заместитель генерального директора ОАО «Восточный порт» Владимир Дудко. – Протолкнуть всю массу скопившихся в пути составов к берегу моря было невозможно. И тогда за подписью заместителя министра путей сообщения в последних числах октября в шахтерские регионы полетела телеграмма «Объявить конвенцию экспортного угля в адрес станции Находка-Восточная в связи с погодными условиями в Приморском крае». (Конвенция подразумевает, что МПС  после соответствующего предупреждения грузоотправителей  не подает вагоны или цистерны на станции отправления. - Ред.)

- Мало кто тогда обратил внимание на нестыковку. Во-первых, погода у нас уже была благоприятной. Во-вторых, конвенция коснулась только нашей припортовой станции. То есть в адрес Ванино, Владивостока, Посьета грузы уходили со станций отправления в полном объеме и своевременно. А вот для Восточного как самого крупного в регионе порта по перевалке не могли  подать составы в плановом режиме. Руководство порта предупредило ДВжд, что предприятие готово к резкому временному росту груза. Задержек с выгрузкой угля, леса, минеральных удобрений не будет. Однако в министерстве не прислушались к мнению докеров, в первой декаде ноября объявляется новая конвенция. Но ведь шахтеры до конца года все равно направят на экспорт положенное число вагонов со своей продукцией. И вновь произойдет сбой. Так что МПС пытается обмануть только себя, не лучше ли  все же пропускать эшелоны постепенно, чем потом всем скопом? Но пока вместо плавного течения получаются рывки по принципу: «то пусто, то густо».

И вот тут происходит метаморфоза. Железнодорожники принялись сваливать с больной головы на здоровую. Во всех бедах они начали обвинять Восточный порт. Якобы он не успевает переработать грузы. При этом здесь находится заместитель начальника грузовой службы ДВжд Александр Соколенко, который видит истинное положение вещей. Однако маховик дезинформации запущен.

Тем не менее цифры -  вещь упрямая, и они показывают обратное. По словам помощника гендиректора ОАО «Восточный порт» Сергея Шинденкова, в первой половине ноября загрузка в адрес Восточного порта составляла в среднем 480 вагонов в сутки. А выгружалось 519. Тут пришлось привлечь дополнительный тоннаж (грузовые суда. - Ред.), что-то отправить на склад, а это тоже сложности из-за разной маркировки углей.

Специалисты порта заявляют, что нынешняя конвенция приведет к очередному валу составов с твердым топливом уже в декабре. На докеров ляжет дополнительная нагрузка, придется в напряженном режиме загружать флот. Но с этим порт справится, если надо, закажет дополнительное число судов. А вот железная дорога не сможет сразу пропустить весь  вал эшелонов. Составы будут простаивать сутками на промежуточных станциях в Хабаровском крае, Амурской и Читинской областях. И мало кто задумается над тем, что ночные температуры воздуха в тех местах колеблются от минус 30 до минус 50 градусов. Поскольку уголь влажный (вместо положенных 7 процентов влажность достигает 15 процентов), то он смерзается до состояния бетона. В порту придется каждый вагон отогревать по 3-4 часа вместо обычных 30-40 минут.

И даже в таких условиях докеры в настоящее время выгружают в среднем до 570 вагонов с углем. Дабы облегчить работу железной дороге. Однако вместо благодарности она в очередной раз заявила о скоплении составов на подступах к Восточному порту. На сегодняшний день в пути 2980 вагонов с различными углями из Кузбасса, Нерюнгри, Канска, Черемхово. При этом норма, многократно согласованная между МПС и министерством транспорта, составляет 3000 вагонов. А если учесть, что в ожидании погрузки стоят суда грузоподъемностью в 120 тысяч тонн, то даже находящегося на колесах твердого топлива явно недостаточно.

Не хочется думать о том, что железная дорога преследует материальную выгоду: ведь за простой вагонов их пользователи платят штрафы. Однако получается именно так: шахтеры, получив вагоны, разом их отправляют, они все одновременно (если ДВжд это удается) подходят на станцию назначения, а технологически невозможно все выгрузить махом. Вот и реальный шанс заработать.

Может, такая ситуация касается только поставок угля? Ничуть не бывало. Где-то застряли в пути грузы с лесом, с поваренной солью, с другими материалами.

Автор: Отдел оперативной информации «В»