Ханке пришла хана?

О том, что экологическая ситуация в Приморье весьма неблагополучна, догадывался каждый из нас. Но чтобы подтвердить это, нужны цифры и факты. Пожалуй, только ученые могли создать реальную картину негативных изменений окружающей нас среды. В течение долгих лет, начиная с 1985 года, специалисты многопрофильной фирмы «Экоцентр» взяли несколько десятков тысяч проб почв и донных осадков в водотоках и водоемах. Отбирался и снег, который, как известно, собирает на себя все вредные вещества, находящиеся в атмосфере. Когда по результатам исследований была создана эколого-геохимическая карта Приморья, картина в целом оказалась неприглядной.

6 нояб. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1262 от 6 нояб. 2002

О том, что экологическая ситуация в Приморье весьма неблагополучна, догадывался каждый из нас. Но чтобы подтвердить это, нужны цифры и факты. Пожалуй, только ученые могли создать реальную картину негативных изменений окружающей нас среды. В течение долгих лет, начиная с 1985 года, специалисты многопрофильной фирмы «Экоцентр» взяли несколько десятков тысяч проб почв и донных осадков в водотоках и водоемах. Отбирался и снег, который, как известно, собирает на себя все вредные вещества, находящиеся в атмосфере. Когда по результатам исследований была создана эколого-геохимическая карта Приморья, картина в целом оказалась неприглядной.

ГРЯЗНЫЕ ЗОНЫ

Экологическую карту края можно разделить на четыре сектора. Во-первых, южно-приморская зона, где расположены такие довольно крупные города, как Владивосток, Находка, Партизанск и Большой Камень. Здесь же - Амурский и Уссурийский заливы и залив Петра Великого, к которым примыкают южные территории края. Этот сектор один из наиболее загрязненных в Приморье. Серьезную лепту в дело загаживания окружающей среды внесли промышленные предприятия, расположенные в этой зоне. Поэтому загрязнения носят в основном техногенный характер. Довольно сильно загрязнена и приграничная зона, где ярким пятном выделяется район озера Ханка. Как отмечают специалисты, еще и в Лучегорском районе, где расположена Приморская ГРЭС, состояние окружающей среды, особенно в последнее время, вызывает серьезные опасения. Здесь и вода, и почва весьма далеки от экологически чистых. И третий сектор – сихотэ-алинский, который тянется вдоль побережья края. Основные участки загрязнения – Дальнегорский и Кавалеровский районы. Здесь, в горах и предгорьях
Сихотэ-Алиня, расположены крупнейшие приморские месторождения полезных ископаемых – олова, полиметаллов и прочие. А более-менее чистыми (это четвертый сектор) являются центральные районы Приморья, за исключением Арсеньева и его окрестностей.

- В Приханковье расположена половина всех пахотных угодий Приморья, - говорит главный специалист «Экоцентра» Сергей Шлыков. – В этой же зоне находится Ярославский горно-обогатительный комбинат. Здесь же - флюоритовые месторождения. Последние отрабатываются карьерным способом, поэтому вредные для человека вещества через воздух попадают в водоемы, водотоки и почву и отрицательно влияют на людей. В Приханковье расположен Спасский цементный завод. Там много угольных разрезов. И Павловский, и Липовецкий, а раньше еще был и Реттиховский, которые вместе с углем извлекают на свет вредные вещества. Если бы человек сюда не лез и не вмешивался в природные процессы, эти места были бы экологически чистыми.

По словам генерального директора «Экоцентра», кандидата геолого-минералогических наук Анатолия Бураго, ярким примером могут служить артемовские терриконники – большие кучи отработанной породы. Сейчас их уже нет, а несколько лет назад можно было видеть, как эти «курганы» за счет доступа кислорода дымились и даже горели. При этом в атмосферу выбрасывалось большое количество вредных веществ: угарный газ, оксиды серы и прочие. Кроме того, повышалась концентрация токсичных элементов, например ртути, мышьяка, фтора, которые в больших количествах часто содержатся в угольной породе.

Вокруг Ханки и Арсеньева повышено содержание таких очень опасных химических элементов, как кадмий и таллий. Причем последний способен не просто отравлять человеческий организм, но и вызывать даже выпадение волос. От таллия могут сильно пострадать дети. Да и вообще детский, не сформировавшийся еще организм наиболее остро реагирует на загрязнение окружающей среды.

ХИМИЧЕСКИЕ РЕКИ

- Любые породы, которые находились в ненарушенном состоянии и были изолированы от доступа кислорода верхними слоями почвы, как правило, не наносят вреда окружающей среде, - говорит Анатолий Бураго. – Но приходит человек, вырубает леса, выкапывает котлованы, появляется доступ кислорода к рудам, углям и другим породам, обогащенным токсичными химическими элементами, которые окисляются и начинают выделять в воздух и воду вредные для человека вещества. Что касается Ханки, то в южной части озера на глубине полутора метров были взяты пробы донных осадков. Установлено, что они очень сильно загрязнены мышьяком. Причем содержание этого вредного элемента в верхней части донных отложений в среднем в 400 раз превышает допустимые нормы, а в отдельных местах до 3 тысяч раз. Так что ханкайская рыба может быть опасна для употребления в пищу. Я не думаю, что озеро загрязняют в основном наши соседи - китайцы. Загрязнение идет и с нашей стороны.

По мнению специалистов «Экоцентра», Ханка наиболее активно загрязнялась в течение последних 20-30 лет. Одним из основных поставщиков вредных веществ - мышьяка и таллия - является Ярославский горно-обогатительный комбинат. При разработке карьеров они попадали в реки и атмосферный воздух. И в конце концов грязная вода прямиком стекала в Ханку. К этому процессу приложила руку и угольная промышленность. Свою роль сыграло и сельское хозяйство, обрабатывая поля пестицидами и минеральными удобрениями.

Кроме Ханки, и это подтверждают результаты проб донных отложений, серьезно загрязнены многие реки Приморья. Например, в Дальнегорском районе река Рудная загажена так, что у тех же ученых вызывает просто ужас. Ненамного лучше состояние некоторых водоемов Ольгинского района. В реках Партизанского района из-за угледобычи отмечается повышенное содержание мышьяка и германия. Река Кипарисовка в Надеждинском районе в основном благодаря садоводам и военным также выглядит непрезентабельно. Список можно продолжить. В него наверняка попадут реки Петровка, Кневичанка и, конечно, водоемы Владивостока, состояние которых видно невооруженным глазом.

НЕУТЕШИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ

Вывод напрашивается сам собой: Приморье ненамного отличается от других промышленных районов России. У специалистов «Экоцентра» часто спрашивают, где же все-таки можно поселиться без риска для собственного здоровья. И те отвечают: в центральной части нашего края, где вокруг вековая тайга и бродят тигры, еще остались экологически чистые места. Да разве что в заповедниках. Но туда не пускают посторонних.

Что касается дальнейших работ по более детальной и надежной оценке экологического состояния Приморья и его отдельных районов, в частности, одного из наиболее экологически неблагополучных - Приханковья, то сейчас их финансирование приостановлено. Основными заказчиками в свое время выступали краевая администрация и комитет природных ресурсов по Приморскому краю. Но у них либо нет денег, либо они не хотят их выделять.

Автор: Александр АЛЕКСЕЕВ, «Владивосток»